7 февраля 2020 года на заседании Совета премьер-министров Балтийского совета министров в Таллине премьер-министры Литвы, Латвии и Эстонии договорились поручить министрам энергетики своих стран подписать декларацию не покупать электроэнергию «небезопасной» Белорусской АЭС.
Премьер министры Латвии - Кришьянис Кариньш, Эстонии - Юри Ратас, Литвы - Саулюс Сквернелис. Фото: пресс-служба правительства Литвы.
«Мы рады, что приближаемся к общей позиции стран Балтии не покупать электроэнергию у небезопасной Островецкой АЭС. Импорт российской электроэнергии не должен стать возможностью для импорта с «грязной» Островецкой АЭС. Я также не сомневаюсь, что вместе с Латвией, Эстонией и Европейской комиссией мы найдем решения для надлежащего контроля происхождения электроэнергии, поступающей в наши сети из третьих стран», - сказал глава правительства Литвы Саулюс Сквернелис.
Но, Эстония и Латвия в обозримом будущем покупать электроэнергию из Беларуси не намеревались и раньше. Эстония богата залежами горючих сланцев. В 1959-1965 годах в 5 км к юго-западу от Нарвы была построена Балтийская ТЭЦ электрической мощностью 765 МВт. В 1969-1973 годах в 20 км к юго-западу от Нарвы была построена Эстонская ТЭЦ электрической мощностью 1615 МВт. Трубы Эстонской электростанции высотой 250 м являются самыми высокими в Эстонии.
Эстонская ТЭЦ. Фото: Андрей Симонов.
Эти две ТЭЦ, построенные в годы «советской оккупации», именуются Нарвскими электростанциями. Они являются крупнейшими в Европе из работающих на сланцевом газе. Нарвские электростанции примерно на 90% обеспечивают потребности Эстонии в электроэнергии.
В 2017 году в Эстонии введена в строй еще одна Ауверская электростанция мощностью 300 МВт, сырьем для которой является все тот же горючий сланец. Ауверская ТЭЦ входит в состав Нарвских электростанций.
Суммарная только электрическая мощность (без учёта тепловой) Нарвских электростанций – 2,67 ГВт. То есть, превышают общую мощность строящейся Белорусской АЭС мощностью 2,4 ГВт.
Нарвские электростанции, которые обеспечивают более 90 % производимой в Эстонии электроэнергии, снабжают теплом всю Нарву. Их мощности позволяют экспортировать электричество в другие страны Прибалтики и в Северные страны по морскому кабелю Estlink.
Но, богатство Эстонии - сланец - самое грязное топливо с экологической точки зрения. В сланцевой промышленности Эстонии ежегодно образуется в общей сложности около 9,5 миллиона тонн сланцевой золы, из них 9,3 миллиона тонн складируют на свалке. Горы отходов "украшают" окрестности эстонских городов Кохтла-Ярве и Йыхви.
Сланцевая зола - отходы Эстонской ТЭЦ. Фото: Матти КямяряPõhjarannik.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития за 2014 год, Эстония занимает первое место по интенсивности выбросов CO2 на единицу ВВП.
Инфографика: DW.
Евросоюз постоянно повышает цену на квоты выбросов СО2. Если в 2018 году тонна выбросов, которые производятся при выработке 1 мегаватт-часа электроэнергии, обходилась владельцу Нарвских электростанций концерну Eesti Energia в 14 евро, то в 2019 году этот показатель вырос до 24-27 евро за тонну. Это делает эстонскую электроэнергию неконкурентоспособной, и в 2019 году Эстония начала закупать электроэнергию в Финляндии, Швеции и в России.
В Латвии, в сравнении с Эстонией и Литвой, сейчас наиболее хорошая ситуация с обеспечением энергией. После закрытия в 2016 году обанкротившегося металлургического комбината в Лиепае потребности Латвии в электроэнергии полностью покрывают гидроэлектростанции каскада ГЭС Даугавы и ТЭЦ, работающие на российском природном газе. Особенностью Латвии является построенное в 1974 году, в годы «советской оккупации», крупнейшее в регионе Инчукалнское подземное газохранилище (ПХГ) - единственное функционирующее хранилище в странах Балтии и третье по вместимости в ЕС.
Инчукалнское подземное газохранилище. Фото: Skonto B?ve.
Объём Инчукалнского ПХГ составляет 4,46 млрд кубометров, из которых 2,32 млрд кубометров составляет активный, или регулярно отбираемый природный газ. Газом из этого ПХГ снабжается вся Латвия, Эстония, часть Литвы, а в зимнее время — еще и Псковская, Новгородская и Ленинградская области России, включая и г. Санкт-Петербург.
В Литве с обеспечением энергией поступили так, как не никто в мире. В годы «советской оккупации» там была построена Игналиская АЭС. Первый блок Игналинской АЭС введён в эксплуатацию в 1984, второй – в 1987 году. На момент развала СССР Литве досталась самая мощная и современная АЭС мощностью 3 ГВт.
Игналинская АЭС. Фото: foto-tours.ru
Проектный срок службы 1-го энергоблока – до 2028 года, второго энергоблока – до 2032 года с возможностью продления. Игналинская АЭС на 70-80% удовлетворяла потребности страны в электроэнергии – такого показателя не имела ни одна АЭС в мире.
Но, в 2009 году под предлогом опасности реакторов типа РБМК («Чернобыльского» типа») станция была закрыта. Были обещания построить вместо неё другую АЭС с «безопасными» реакторами типа BWR (General Electric). Но, в 2011 году оказалось, что «безопасные» реакторы типа BWR были на АЭС Фукусима-1, и вопрос строительства новой АЭС в Литве был закрыт.
В итоге, относительно современная и стабильно работающая АЭС, которая давала Литве возможность экспортировать энергию, была закрыта, а замещающих электростанций построено не было. Образовался энергодефицит под 80%, в результате чего Литва в энергоснабжении теперь полностью зависит от других стран. Кроме расходов на закупку электроэнергии, в Литве вынуждены нести часть расходов по выводу из эксплуатации Игналинской АЭС. Из-за того, что стабильно и без происшествий работавшую четверть века Игналинскую АЭС под предлогом опасности реакторов постарались закрыть, Литва получила 2500 тонн опаснейшего облучённого ядерного топлива. Если отработанное ядерное топливо Россия готова забирать к себе на переработку, извлекая оттуда наиболее опасные элементы, и после переработки возвращая на хранение менее опасные отходы, то неотработанное облучённое ядерное топливо, представляющее большую опасность, в сейчас хранится на территории Игналинской АЭС.
В итоге при заявленном единстве Эстонии, Латвии и Литвы в позиции по отношению к закупке энергии с БелАЭС видно что этой проблемой озабочена только Литва. Эстония вполне в состоянии обеспечить энергией сама, но из-за политики ЕС по квотам на загрязнение атмосферы, ей дешевле не производить, а закупать энергию в соседней Финляндии или России. Латвия успешно снабжает себя энергией. А Литва, безуспешно борясь с строительством «опасной» Белорусской АЭС, закупает электричество в Швеции, где оно вырабатывается, кроме ГЭС, на таких же «опасных» АЭС, где работает 10 реакторов. Причём часть из этих реакторов – реакторы «фукусимского» типа BWR.
Крупнейшая атомная электростанция Швеции АЭС Рингхальс. На станции — четыре реактора, три из которых водо-водяного типа PWR, четвёрный — кипящий ядерный "фукусимского" типа BWR. Фото: Ringhals.