Российские турбины: для атома и не только.

1

ТЭЦ-1, г. Могилёв. Фото: РУП «Могилевэнерго».

Выйдите на улицу и спросите первого встречного, какие ассоциации у него возникают при словах «атомная энергетика». Смело можно поспорить, что вам ответят про большое и мощное сооружение, способное обеспечить электроэнергией крупный мегаполис или даже целую страну.

Но в будущем многое может поменяться. На смену атомным монстрам придут ядерные батарейки, небольшие безопасные реакторы, которые будут привозить прямо с завода и монтировать недалеко от потребителей, от населённых пунктов или промышленных производств.

Конструкции ядерных батареек будут сильно отличаться от конструкций больших АЭС. Но кое-что останется неизменным. В проекте ядерной батарейки, как и большой АЭС, обязательно будут присутствовать активная зона (место, в котором находится ядерное топливо) и турбина для производства электроэнергии.

Турбины ядерных батареек будут намного меньше по мощности турбин больших АЭС. Проектирование и изготовление малых турбин – это целая отдельная ветка турбиностроения, и у неё есть свои лидеры.

В соседней России ведущие позиции в мощностном ряде турбин от 0,5 МВт до 72 МВт занимает Калужский турбинный завод (КТЗ, или «Турбинка», как завод называют россияне). Когда «Росатому» потребовалось найти поставщика паротурбинных установок для первой в XXI веке плавучей АЭС «Академик Ломоносов», то сомнений у атомщиков не было, и заказ отдали на КТЗ.

До всеобщего светлого будущего с ядерными батерейками в каждом городе ещё надо дожить. Пока оно не наступило, на калужской «Турбинке» занимаются другими не менее интересными задачами.

Впервые о том, что в Калуге нужно построить завод для выпуска паровых турбин малой мощности, заговорили в 1930-е годы. Утвердил решение о строительстве XVIII съезд ВКП(б) в марте 1939 года. До войны успели сделать немного, и вторым рождением КТЗ считается июль 1946 года, когда на базе слесарно-монтажного участка был создан первый цех (инструментальный). Одновременно было организовано заводское КБ, сначала в виде конструкторского отдела, переросшего позже в специальное конструкторское бюро имени академика Кирюхина.

В 1970-е годы завод переподчинили министерству судостроительной промышленности, и он стал оборонным. На КТЗ выпускали турбины для атомных подводных лодок, и продукцию завода с тех пор можно видеть на всех российских атомных субмаринах. Мирную составляющую в продукции завода при этом сохранили. Как подсчитали в наши дни, всего за всю историю КТЗ поставил более 3 тысяч турбин 350 типов в 42 страны, причём 958 турбин ушло в страны, ранее входившие в состав СССР (не считая России).

Одну из этих турбин привезли в Беларусь совсем недавно, в январе этого года. Это теплофикационная турбина Р-18/24-2,1/0,25 с противодавлением. Турбина предназначена для привода турбогенератора номинальной электрической мощностью 24 МВт теплоэлектроцентрали города Могилёв.

Могилёвская ТЭЦ-2 в прошлом году отметила полувековой юбилей, и руководство станции решило провести реконструкцию турбинного парка. На замену выработавшей ресурс турбины Т-50/60-130 из Калуги привезли новую турбину. После монтажа она будет подавать пар на сетевой подогреватель, обеспечивающий подогрев сетевой водой для городских коммунальных сетей, а также крупнейших промышленных предприятии города Могилёв.

Интересно, что Могилёв был первым белорусским городом, куда были поставлены калужские турбины. Первую турбину КТЗ изготовил для Могилёвской ТЭЦ-1 в далёком 1958 году. Сейчас эта турбина уже не работает, её заменили на современную в 2004 году, причём турбину замены также сделали на КТЗ.

Модернизацию энергетических объектов в Беларуси в КТЗ считают взаимовыгодным делом как для завода, так и для заказчиков. На электростанциях хватает персонала, имеющего опыт эксплуатации калужских турбин. Требования технических регламентов и правил эксплуатации опасных производственных объектов в России и Беларуси схожи друг с другом, а это значит, что все необходимые согласования получать нетрудно. Смежное оборудование (котлы, генераторы и так далее) с калужскими турбинами хорошо совместимо, что сильно облегчает жизнь наладчикам.

Но самый главный козырь калужской «Турбинки» – простота конструкций её турбин. Чем проще выглядит проект турбины, тем легче и дешевле её эксплуатировать и обслуживать, так как не требуется вызывать на каждый «чих» дорогостоящего фирменного консультанта.

Так что интерес к турбинам КТЗ для ТЭЦ в постсоветских странах сохранится ещё долго. А потом, как можно надеяться, настанет время ядерных батареек с калужскими турбинами.

2020-04-27 08:42:30
Все материалы рубрики В мире