В рамках большого интервью литовскому порталу «Делфи» кандидат в президенты Беларуси Валерий Цепкало высказал своё мнение о Белорусской АЭС. На видео по ссылке тема Белорусской АЭС с 5 мин. 30 сек. до 8 мин. 20 сек.
Валерий Цепкало. Фото с сайта tsepkalo.by.
"Я пока могу сказать одно – это была большая ошибка – строительство атомной электростанции. Надо было идти путём развития альтернативных источников энергетики, которых в Беларуси есть ресурсы. Это и солнечная энергетика, это ветроэнергетика, это энергетика, которая построена на сжигании отходов от переработки древесины, это, в конце концов, модернизация существующих теплоэлектростанций, потому что мы зачастую пользуемся ещё оборудованием и котлами, произведёнными ещё в существование Советского Союза. То есть, сама по себе модернизация, которая подняла бы коэффициент полезного действия существующих ТЭСок, она могла бы существенно, почти в 2 раза увеличить выработку электроэнергии в Республике Беларусь.
(Дополнение Белатом: именно это и происходит в Беларуси одновременно со строительством БелАЭС. Когда БелАЭС будет введена в эксплуатацию, будет проведена масштабная модернизация крупных ТЭЦ Беларуси.)
Мы делаем почему-то ставку на энергоёмкие, на материалоёмкие производства, на самом деле не имея, ни собственной энергетики, ни собственных материалов – ни каменной, ни железной руды, которая требует в принципе много электроэнергии для её переработки.
(Дополнение Белатом: Основные крупные производства Беларуси, являющиеся основой экономики Беларуси – МАЗ, МТЗ, БелАЗ, БМЗ и множество других, были построены во времена СССР. Тогда БССР именовали сборочным цехом СССР. Уничтожить эти предприятия – это уничтожить экономику Беларуси.)
Что касается атомной электростанции, у нас нет ни технологий в Республике Беларусь – мы их вынуждены импортировать были, ни сырья – потому что урана у нас тоже нет, ни возможности его захоронения, потому что это тоже существует в качестве проблемы.
(Дополнение Белатом: «уран» - отработанное ядерное топливо будет вывезено в Россию, там переработан, и в Беларусь вернутся относительно безопасные отходы, которые здесь будут захоронены. К сожалению, проблема абсолютно безопасного захоронения ядерных отходов в мире нигде не решена.)
Что делать с атомной электростанцией – я не пока не представляю. Насколько я знаю, есть проблемы даже в том, чтобы не только произвести эту электроэнергию, но и том, чтобы её накапливать, сохранять, и потом передавать потребителю, если этому потребителю действительно нужна будет электроэнергия в таком объёме.
(Дополнение Белатом: Выше сообщалось, что ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит начать масштабную реконструкцию крупнейших ТЭЦ. Наличие своей энергии для страны намного лучше, чем необходимость закупать её за границей.)
Но, в любом случае, как конкретно поступать с этой электростанцией сейчас, сложно сказать, потому что я не обладаю достаточной информацией в отношении того, как собираются эту электроэнергию экспортировать, куда её собираются экспортировать, как её собираются накапливать, кому по какой цене отдавать. Потому что в любом случае цена на эту электроэнергию не будет дешёвая исходя из того, что мы должны, как я говорю, отдавать и 10 миллиардов долларов за импортные технологии, и плюс ещё платить за уран – за сырье, которого у нас в Республике Беларусь также нет."
Заключение Белатом: Когда кто-то не обладает информацией, ему лучше в этом признаться сразу в начале общения.