Атомная энергетика Украины в 2020 году никак не может выпутаться из череды скандалов. В апреле в украинском сегменте чернобыльской зоны случились крупнейшие за последние годы пожары, которые с большим трудом удалось побороть. В мае выработка электроэнергии на украинских АЭС из-за перекосов в структуре энергобаланса и снижения потребления падала до рекордного минимума. А в августе профсоюз украинских атомщиков организовал акции протеста против политики правительства Украины, установившего невыгодные для АЭС правила игры на энергетическом рынке.
На этом фоне небольшой скандальчик в Запорожье остался практически незамеченным, хотя к нему стоило бы приглядеться повнимательнее.
История началась с того, что 19 августа в одном из украинских телеграм-каналов выложили сканы служебных документов о положении дел на Запорожской АЭС. Среди авторов документов – глава государственной инспекции по ядерному регулированию Украины (ГИЯРУ) Григорий Плачков и депутат Верховной Рады Алексей Кучеренко.
Запорожская АЭС. Фото: likagordasky.com
Вброс документов был сделан способом, намекающим на русский след. Но сайт «Украина.Ру», перепечатавший документы по адресу https://ukraina.ru/exclusive/20200821/1028643123.html , считает, что на самом деле документы попали в телеграм из кабинетов СБУ, которой надоело смотреть на происходящее на атомной станции. Косвенным образом эта версия подтверждается тем, что поводом для выложенной переписки стал письменный запрос от СБУ от 02.07.2020.
Скан служебного документа о положении дел на Запорожской АЭС Фото: ukraina.ru
Скан служебного документа о положении дел на Запорожской АЭС Фото: ukraina.ru
Скан служебного документа о положении дел на Запорожской АЭС Фото: ukraina.ru
Скан служебного документа о положении дел на Запорожской АЭС Фото: ukraina.ru
О чём идёт речь в этих документах? У одного из шести энергоблоков Запорожской АЭС (блок №5) закончилась эксплуатационная лицензия. Это произошло 27 мая 2020 года в связи с окончанием проектного срока службы 30 лет, заложенного ещё советскими инженерами. С тех пор энергоблок не работает. Продлить лицензию на сверхпроектный срок возможно, но для этого требуется выполнить ряд мероприятий по модернизации энергоблока, причём каждое из них в обязательном порядке должно быть согласовано с ГИЯРУ.
5-й энергоблок Запорожской АЭС. Фото: atomic-energy.ru
В письме, подписанном Плачковым и направленном в СНБО Украины и премьер-министру Денису Шмыгалю, говорится, что для мероприятий по 11 разделам комплексной программы повышения уровня безопасности энергоблока №5 технические решения до сих пор не были согласованы с ГИЯРУ. А эти мероприятия в обязательном порядке должны быть выполнены до продления лицензии.
Но не это главное в опубликованных документах. Просто удивительная ситуация сложилась на пятом энергоблоке с резервными дизель-генераторами!
На атомных станциях в обязательном порядке имеются резервные дизельные электростанции (РДЭС). В их задачу входит обеспечивать электропитанием системы отвода тепла от ядерных реакторов при обесточивании площадки АЭС. Если РДЭС не сработают, то случится авария по сценарию Фукусимы. Из этого должно быть понятно, насколько важным элементом АЭС являются РДЭС.
На Запорожской АЭС на энергоблоках стоят РДЭС типа АСД-5600. В их состав входят дизели типа 78Г. Срок службы РДЭС совпадает с проектным сроком службы энергоблока (30 лет). Это значит, что для продления лицензии энергоблока №5 за пределы 30 лет все его резервные дизеля должны пройти капитальный ремонт и получить необходимый для дальнейшей работы набор запчастей.
Дизеля для пятого энергоблока Запорожской АЭС были в своё время поставлены российским заводом «Русский дизель». Это один из старейших машиностроительных заводов в мире, он был основан в Санкт-Петербурге в 1862 году Людвигом Нобелем. Новые экономические условия в России завод не пережил и в 1999 году был признан банкротом и закрыт.
Несмотря на банкротство завода, за поставкой необходимых запчастей для дизелей 78Г можно было обратиться в Россию, но украинские атомщики решили иначе. Они заказали изготовление запчастей одному из украинских заводов. Конструкторскую документацию для запчастей подготовило украинское атомное предприятие ВП «Атомприлад».
При приёмке изготовленной партии запчастей произошёл конфуз. Мало того, что некоторые из них не отвечали требованиям технических спецификаций. Как оказалось, атомщики, составляя задание для завода, не учли конструктивные особенности российских дизелей, поставленных на АЭС Украины. В том числе, оказались неучтёнными изменения, сделанные в конструкции дизелей российским заводом в 90-ые годы для повышения уровня безопасности украинских атомных станций!
Мы не можем с уверенностью говорить о подлинности документов, выложенных в телеграм-канале и перепечатанных сайтом «Украина.Ру». Но разговоры о конфузе при приёмке запчастей слышны с первой половины лета, так что дыма без огня не бывает.
Надо ли теперь опасаться аварии на пятом энергоблоке Запорожской АЭС? Не надо, и гарантией этому выступает СБУ. Служба безопасности Украины взяла дело о запчастях под свой контроль и не допустит попадания на РДЭС не соответствующих требованиям запчастей.
Какой урок можно извлечь из этой истории? Для атомной энергетики главное – это безопасность, потому что аварии на АЭС обходятся людям слишком дорого, кому как не Беларуси это знать. Приоритет у безопасности должен быть выше, чем у политики. Политические разногласия и конфликты между странами не должны влиять на работу атомщиков.
Конфуза с запчастями удалось бы избежать, если украинские атомщики преступили через политику и обратились к российским коллегам за консультацией по проекту дизелей, стоящих на АЭС Украины. Хорошо, что приёмочная комиссия подошла к делу обстоятельно и обнаружила несоответствия у изготовленных запчастей. А если бы она не подошла?