Европарламент принял резолюцию по БелАЭС, назвав её источником опасности для ЕС.

_16

Белорусская АЭС. Фото: "Белатом".

Миссия экспертов Европейской группы по регулированию ядерной безопасности (ENSREG) посетила БелАЭС 9-10 февраля, пообещав предоставить проект предварительного отчет в марте 2021года.

Но, Европарламент решил не ждать результатов отчёта ENSREG. 11 февраля Европарламент на пленарном заседании Европарламент принял резолюцию по БелАЭС, назвав БелАЭС источником опасности для ЕС, так как, по мнению евродепутатов, БелАЭС не соответствует стандартам безопасности. Также в Европарламенте также обеспокоены "поспешным" введением БелАЭС в эксплуатацию. По мнению евродепутатов, станция "не соответствует лучшим международным стандартам защиты окружающей среды и ядерной безопасности, включая рекомендации МАГАТЭ". Заявления Беларуси о том, что АЭС соответствует международным стандартам, объясняют тем, что Беларусь "избирательно" подходит к стандартам МАГАТЭ и ЕС.

В резолюции уточняется, что БелАЭС находится в 50 километрах от Вильнюса, а также вблизи других стран ЕС - Польши, Латвии и Эстонии. Проект реализуется, несмотря на протесты граждан Беларуси и белорусских неправительственных организаций, добавляют евродепутаты. Также евродепутаты вспомнили об инцидентах в конце 2020 года - взрывах четырех трансформаторов и повреждении системы охлаждения, а также восьми известных инцидентах во время строительства АЭС.

Автором резолюции является румынский евродепутат Кристиан-Сильвиу Бушой из фракции Европейской народной партии (ЕНП).

За резолюцию проголосовали 642 евродепутата, против были 29 парламентариев, еще 21 - воздержался.

Полный текст резолюции (Текст на английском языке отсюда):

Европейский парламент,

– принимая во внимание выводы Европейского Совета от 10-11 декабря 2020 г.,

– по вопросу Комиссии по безопасности атомной электростанции в Островце (Беларусь) (О-000004/2021 – В9?0000/2021),

– принимая во внимание правила 136(5) и 132(2) своих Правил процедуры,

– принимая во внимание предложение о принятии резолюции Комитета по промышленности, исследованиям и энергетике,

А. принимая во внимание, что ядерная безопасность является ключевым приоритетом для Европейского Союза как внутри, так и за пределами его внешних границ;

  1. принимая во внимание, что Европейская группа регуляторов ядерной безопасности (ENSREG) объединяет обширный опыт, накопленный в результате экспертного обзора атомных электростанций, расположенных как внутри ЕС, так и за его пределами;

С. принимая во внимание, что группа экспертов ENSREG посетила Беларусь и Островецкую атомную электростанцию в марте 2018 года после проведения необходимых подготовительных мероприятий, включая получение ответов на письменные вопросы группы экспертов, и опубликовала свой окончательный доклад в июле 2018 года;

  1. принимая во внимание, что ENSREG призвала белорусские власти разработать Национальный план действий, с тем чтобы обеспечить своевременное выполнение всех рекомендаций по повышению безопасности полетов, определенных в докладе экспертной оценки, при условии проведения в будущем независимого обзора, как это имеет место для всех стран ЕС и стран, не входящих в ЕС, которые участвуют в процессе стресс-тестирования;
  2. принимая во внимание, что Беларусь опубликовала свой Национальный план действий в августе 2019 года, но согласилась на дальнейший экспертный обзор ENSREG только в июне 2020 года, после неоднократных требований и значительного давления на высоком уровне со стороны ЕС;
  3. принимая во внимание, что этот дальнейший процесс экспертной оценки продолжается, и ENSREG завершит и опубликует свои выводы относительно безопасности АЭС в ближайшие месяцы, и стремится к тому, чтобы предварительный отчет был опубликован пленумом ENSREG и передан Беларуси до коммерческого запуска завода, который запланирован белорусскими властями на март 2021 года;
  4. принимая во внимание, что станция начала вырабатывать электроэнергию 3 ноября 2020 года, несмотря на многочисленные сохраняющиеся проблемы безопасности и без доказательств степени выполнения рекомендаций экспертного обзора ЕС 2018 года и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
  5. принимая во внимание, что физический запуск АЭС был осуществлен в отсутствие лицензии на эксплуатацию, поскольку процедура лицензирования была изменена в июле 2020 года;
  6. принимая во внимание, что торговля электроэнергией между Беларусью и ЕС прекратилась с 3 ноября 2020 года, когда Островецкая АЭС была подключена к электросети, после совместного решения Прибалтийских государств в августе 2020 года прекратить коммерческий обмен электроэнергией с Беларусью после того, как Островецкая АЭС начала производить электроэнергию;
  7. Выражает свою озабоченность по поводу расположения Островецкой атомной электростанции в 50 км от Вильнюса (Литва) и в непосредственной близости от других стран ЕС, таких как Польша, Латвия и Эстония;
  8. Выражает сожаление по поводу того, что проект реализуется, несмотря на протесты белорусских граждан и что члены белорусских НПО, стремящиеся повысить осведомленность о строительстве завода в Островце, подвергаются преследованиям и незаконным арестам;
  9. С озабоченностью отмечает, что АЭС реализуется как геополитический проект Беларуси и России и что его строительство и будущая эксплуатация являются источником возможной угрозы Европейскому Союзу и его государствам-членам в отношении безопасности, здоровья и охраны окружающей среды;
  10. По-прежнему обеспокоен поспешным вводом в эксплуатацию атомной электростанции, которая не соответствует самым высоким международным стандартам экологической и ядерной безопасности, включая рекомендации МАГАТЭ;
  11. Выражает сожаление по поводу постоянного отсутствия прозрачности и официальной информации о повторяющихся аварийных остановках реактора и отказах оборудования на этапе ввода станции в эксплуатацию в 2020 году, включая поломку четырех трансформаторов напряжения и неисправность систем охлаждения, в то время как на этапе строительства станции было известно восемь инцидентов, включая два инцидента, связанных с корпусом реактора высокого давления;
  12. Отмечает, что экспертный обзор ЕС в 2018 году выявил многочисленные недостатки, что до сих пор, как сообщается, было выполнено лишь ограниченное число его рекомендаций и что их выполнение должно быть проверено экспертами ЕС;
  13. Отмечает, что количество и частота инцидентов безопасности вызывают серьезную озабоченность в связи с плохим обеспечением качества и контролем на этапах проектирования, производства и сборки установки и ее низкой эксплуатационной безопасностью, которые должны быть должным образом рассмотрены в рамках экспертной оценки ЕС;
  14. Настоятельно призывает Беларусь обеспечить полное соблюдение международных стандартов ядерной и экологической безопасности и транспарентное, инклюзивное и конструктивное сотрудничество с международными органами без дальнейших задержек; предлагает Беларуси прекратить выборочное применение стандартов МАГАТЭ и рекомендаций коллегиального обзора;
  15. Отмечает, что стандарты ядерной безопасности должны иметь наивысший приоритет не только при планировании и строительстве, но и при эксплуатации атомной электростанции и должны постоянно контролироваться независимым регулирующим органом;
  16. Обеспокоен тем, что нынешний регулирующий орган в Беларуси (Госатомнадзор –Департамент ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям) находится под постоянным политическим давлением и не обладает достаточной независимостью как по форме, так и по существу; подчеркивает поэтому, что прозрачная и внимательная экспертная оценка также имеет решающее значение на этапе эксплуатации АЭС;
  17. Отмечает решение сторон Конвенции Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) от 11 декабря 2020 года о соблюдении Беларусью своих обязательств по конвенции в отношении Белорусской атомной электростанции в Островце и настоятельно призывает Беларусь обеспечить полное выполнение Конвенции ЭСПО;
  18. Подчеркивает необходимость создания и поддержания системы раннего предупреждения для измерения радиации в странах ЕС, расположенных вблизи станции;
  19. Настоятельно призывает белорусские власти в полной мере сотрудничать с ENSREG в процессе стресс-тестирования, включая официальный обзор и срочное выполнение Национального плана действий Беларуси;
  20. Сожалеет, что экспертная миссия ENSREG на АЭС, которая первоначально планировалась на декабрь 2020 года, была отменена по организационным причинам со стороны принимающей стороны, а также из-за пандемии COVID-19;
  21. Приветствует первый этап нынешнего экспертного обзора ЕС, заключающийся в посещении объекта в начале февраля 2021 года; подчеркивает важность своевременного завершения процесса экспертного обзора и публикации его результатов, а также то, что по крайней мере предварительный отчет должен быть направлен в Беларусь уже до марта 2021 года, когда белорусские власти планируют коммерческий запуск завода; отмечает, что все вопросы безопасности одинаково важны и должны быть решены до коммерческого запуска завода.;
  22. Глубоко сожалеет о поспешном коммерческом запуске станции в марте 2021 года и подчеркивает, что все рекомендации ENSREG по безопасности должны быть выполнены до того, как атомная электростанция сможет начать свою коммерческую эксплуатацию; призывает Комиссию тесно сотрудничать с белорусскими властями, чтобы приостановить процесс запуска до тех пор, пока все рекомендации ЕС по стресс-тестам не будут полностью выполнены и не будут приняты все необходимые меры по повышению безопасности, а также после того, как белорусское общество и соседние страны будут должным образом проинформированы о принятых мерах.;
  23. Настоятельно призывает Комиссию и ЭНСРЕГ продолжать транспарентный и внимательный коллегиальный обзор работы АЭС, настаивать на немедленном выполнении всех рекомендаций и обеспечивать эффективный контроль за процессом осуществления, включая регулярные посещения группой коллегиального обзора площадки в Островце, в том числе в ходе эксплуатации установки; подчеркивает в этой связи важность эффективного сотрудничества с МАГАТЭ;
  24. Отмечает, что, несмотря на общее соглашение между странами Балтии о прекращении коммерческих обменов электроэнергией с Беларусью, все еще возможно ли поступление электроэнергии из Беларуси на рынок ЕС через российскую сеть;
  25. Напоминает о выводах Европейского Совета от 10-11 декабря 2020 года и поддерживает усилия по расследованию возможных мер, препятствующих коммерческому импорту электроэнергии с ядерных объектов третьих стран, которые не соответствуют признанным ЕС уровням безопасности, включая атомную электростанцию в Островце;
  26. Предлагает Комиссии оценить и предложить меры по приостановлению торговли электроэнергией с Беларусью таким образом, чтобы это соответствовало обязательствам по международному торговому, энергетическому и ядерному праву, с тем чтобы электроэнергия, производимая на Островецкой АЭС не поступала на энергетический рынок ЕС, пока Эстония, Латвия и Литва все еще подключены к сети BRELL.;
  27. Подчеркивает стратегическую важность ускорения синхронизации Балтийской электрической сети с Континентальной Европейской сетью и подчеркивает, что будущая эксплуатация Островецкой атомной электростанции никоим образом не должна препятствовать десинхронизации Эстонии, Латвии и Литвы из сети BRELL и что Европейский союз должен продолжать интеграцию трех Балтийских государств в электрическую сеть ЕС;
  28. Выражает свою полную солидарность с белорусскими гражданами и гражданами стран ЕС, непосредственно заинтересованными в строительстве и эксплуатации Островецкой АЭС, и призывает к дальнейшему вовлечению ЕС и его институтов на высоком уровне в этот вопрос высшей европейской важности;
  29. Поручает своему Председателю направить настоящую резолюцию Комиссии, Совету и правительствам, и парламентам государств-членов.
Обратим внимание, что автор резолюции - депутат из Румынии. Он в п. 7 Резолюции "Выражает свою озабоченность по поводу расположения Островецкой атомной электростанции в 50 км от Вильнюса (Литва) и в непосредственной близости от других стран ЕС, таких как Польша, Латвия и Эстония".
От БелАЭС до Польши - 182 км, до Латвии - 109 км, до Эстонии - 308 км.
А то, что единственная АЭС Румынии в г. Чэрноводэ, на которой периодически происходят инциденты, из-за которых останавливают реакторы, находится в 37 км от Болгарии, в 109 км от Украины, в 129 км от Молдавии и в 257 км от Турции, румынского евродепутата совсем не беспокоит.
2021-02-12 23:17:01
Все материалы рубрики БелАЭС