Василий Семашко. Фото автора.
Впервые этот материал был опубликован в Российском издании "Атоминфо" в 2014 году как часть большого репортажа о украинском сегменте Чернобыльской зоны. В связи с вводом в эксплуатацию НБК есть повод напомнить, как он сооружался. Материал из "Атоминфо" публикуется с небольшими изменениями и дополнениями автора.
Объект "Укрытие". Фото 2006 г.
«Укрытие», чаще именуемое «саркофагом» - изоляционное сооружение над четвёртым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции после взрыва 4-го реактора, было построено в авральном режиме за 206 дней к ноябрю 1986 года. На строительство Укрытия ушло 400 тысяч кубометров бетонной смеси и 7000 тонн металлоконструкций. В постройке сооружения было задействовано 90 тысяч человек.
«Саркофаг» рассчитан примерно на 30 лет.
В 2006 году велись работы по ремонту крыши "Укрытия", которая тогда находилась в плачевном состоянии - наваленные в спешке листы металла, между которыми зияли дыры.
Знаменитая вентиляционная труба 3-го и 4-го энергоблоков - символ ЧАЭС после катастрофы. Фото 2006 г.
12 февраля 2013 года произошло обрушение нескольких навесных плит над машинным залом энергоблока площадью несколько сотен квадратных метров.
Новый безопасный конфайнмент (НБК) начали строить в 2007 году.
Сооружать НБК на месте старого «саркофага» опасно из-за высокого фона, проникающего сквозь стены на расстояние нескольких сотен метров.
Поэтому было принято решение строить новое капитальное укрытие в виде огромной арки в стороне от старого, а затем надвинуть арку на "саркофаг" по рельсам - отсюда и название предприятия "Новарка". Расчётный срок службы НБК - 100 лет.
Так выглядело в 2006 году место, где сейчас сооружают НБК.
Так оно выглядит сейчас.
"Новарка" - совместное предприятие, в состав которого входят французские строительные компании "VINCI Construction Grands Projets" и "Bouygues Travaux Publics". Финансирует строительство чернобыльский фонд "Укрытие" (ЧФУ). Распорядитель средств ЧФУ - европейский банк реконструкции и развития.
Список стран, финансирующих проект.
Вначале стоимость проекта составляла примерно 1,5 миллиарда евро, но а окончательная составила 2,15 миллиарда евро.
Наиболее ответственную работу по поднятию и перемещению гигантского сооружения ведёт голландская фирма "Mammoet Transport BV" - мировой лидер по перемещению тяжестей. Эта фирма в 2001 году участвовала в подъёме затонувшего "Курска".
Экскурсию по стройке проводит заместитель руководителя проекта по строительству НБК Виктор Зализецкий.
Площадка сборки арки площадью 50650 квадратных метров, покрытой железобетонными плитами толщиной 20 см с замоноличенными швами, выдерживающими любую тяжёлую технику, подземной кабельной энергетической сетью, оборудованной ливневой канализацией.
Сейчас здесь трудятся рабочие из разных стран от Европы до Филиппин - всего около 3000 человек. Если в каких-либо странах VINCI ведёт свою деятельность и рабочие из местного населения хорошо себя проявляют, в последующем VINCI их не забывает и приглашает на свои проекты в другие страны мира.
Были и россияне, но они уехали в 2014 году.
Размеров заработной платы мне не назвали, но сообщили, что 1500 гривен каждый дополнительно получает за вредные условия - за то, что работает в зоне отчуждения.
Проживают рабочие в разных местах за пределами 30-километровой зоны. Турецкие рабочие проживают в ближайшем районном центре Иванков в 50 км от Чернобыля. Кто-то - в Славутиче. Украинские, со всех регионов Украины, работающие вахтовым методом - во время вахты в Чернобыле.
Развешанные везде информационные таблички написаны на русском и английском языках. Одна из табличек обязывает докладывать о нарушениях и аварийных ситуациях куда следует, в том числе и по электронной почте.
На стройке обитает большое количество добродушных дворняг, которых подкармливают рабочие.
Размах работ впечатляет. Пролёт "Арки" - 257 метров. Высота - 110 метров. Длина - 162 метра. Вес - 25 тысяч тонн.
Вся металлическая конструкция (по длине) собирается из двух частей. Первая (Восточная) часть арки длинной 79 метров уже собрана в проектное положение и перемещена на 112,5 метра (зона стоянки). На освободившемся месте в настоящее время собирается вторая (Западная) часть арки длиной 83 метра.
Конструкция арки собирается из семи сегментов. Средний сегмент арки собирается на земле. Потом поднимается домкратами, размещенными в контейнерах на вершинах десяти подъёмных башен высотой 45 метров каждая, стоящих по обе стороны вдоль арки.
После выполнения первого подъёма арки к ней стыкуются (монтируются) два боковых сегмента. Далее после второго подъёма стыкуются ещё два боковых сегмента. И после третьего подъёма стыкуются последние два сегмента арки.
Горизонтальные стяжки, чтобы конструкция не разошлась.
В планах этого года завершить все три подъёма по Западной части арки и соединить обе части арки (Восточную и Западную).
По слухам, некоторые из домкратов, задействованных на "Новарке", раньше поднимали "Курск".
Каждый домкрат работает с 52 тросами.
Перемещение арки осуществляется по специальным путям, одновременно по рельсам и методом скольжения по подкладываемым на пути конструкции покрытым смазкой тефлоновым пластинам.
Виктор рассказывает, что из-за огромного давления арки на пластины прозрачная смазка очень быстро чернеет и появляется запах гари.
Проектирование, поставка и установка обшивки - работа фирмы OKYANUS (Турция). Наружная обшивка арки покрыта нержавеющей сталью толщиной 0,7 мм. В состав наружной обшивки также входят два слоя утеплителя, влагозащитная мембрана и профнастил. Внутренняя обшивка арки покрыта также нержавеющей сталью толщиной 0,6 мм.
Образец наружной обшивки, оставленный здесь для наблюдений по воздействию на него климатических условий (солнце, дождь и т.д.).
Расстояние между поясами арки и соответственно между наружной и внутренней обшивкой составляет более 12,5 метров, это так называемое внутриарочное пространство. В этом пространстве система вентиляции и кондиционирования будет выполнять следующие функции:
- поддерживать требуемый режим влажности 40% с целью исключения коррозии конструкций арки и обшивки;
- поддерживать избыточное на 0,5% давление по отношению к давлению в основном объёме, а также снаружи строения, с целью исключения поступления воды (паров) снаружи и пыли из основного объёма.
Массивные трубчатые конструкции каркаса арки спроектированы и производятся в Италии фирмой CIMOLAI. Основные несущие конструкции - это трубы 800 мм в диаметре и толщиной 50 мм нижнего и верхнего пояса. Такие трубы ранее и в настоящее время на территории СНГ не производятся. Особое внимание уделяется антикоррозийной обработке труб.
Огромные высокопрочные болты с гайками, в количестве 650 000, прибывающие в бочках - из Англии. Болты такого типа на территории СНГ также не производятся, а Виктор Зализецкий не слышал, чтобы они в СНГ где-то применялись.
Для "Новарки" это коммерческий проект, и если есть соответствующие спецификациям материалы в Украине, они закупаются в Украине. Например, щебень, цемент, арматура и т.д.
Виктор Зализецкий показывает нам недавно возведённую стену биологической защиты, защищающую территорию стройки от излучения четвёртого блока. Сооружение защитной стены позволило увеличить в два-три раза продолжительность пребывания в этом месте, что позволило работать полную дневную смену.
Над стеной фон сохраняется высоким, и все подъёмные краны управляются с земли из под защиты стены дистанционно.
Проведя нас по стройке, Виктор подводит нас к неприметному контейнеру, куда сходятся пучки проводов, в том числе и оптоволоконные.
В этом контейнере находится командный пункт по выполнению процессов подъёма и перемещения металлических конструкций арки. Нам разрешили ненадолго туда заглянуть.
Внутри - множество мониторов и несколько ноутбуков. На мониторах отображается информация с многочисленных телекамер, направленных на оборудование подъёма или перемещения. Из персонала - три голландца и один украинец. Непривычно видеть ответственного работника всего в татуировках и с серьгами в ушах.
Впрочем, Голландия… Все напряжённо смотрят на графику на экране ноутбука - там отображается нагрузка на каждый из 40 домкратов.
Окончательно укрыть старый "саркофаг" планировалось в декабре 2015 года.
Но, только конце ноября 2016 года арка была успешно надвинута на здание реактора, после чего продолжился процесс монтажа оборудования и проверок.
Завершение проекта и сдача его в эксплуатацию ожидались в ноябре 2017 года, однако позже эта дата была перенесена на май 2018 года, поскольку компания-подрядчик Novarka не смогла своевременно завершить необходимые работы.
Окончательно НБК был сдан в эксплуатацию 10 июля 2019 года
После сооружения "Новой арки" под её защитой будет начат процесс демонтажа старого "Укрытия" и захоронения радиоактивных материалов. В остальной части ЧАЭС планируется создание международного учебного центра МЧС.