Хвостохранилище «Днепровское». Фото: wikimapia.org.
Многие риски и опасности атомной энергетики соседней с нами Украины общеизвестны. Это Чернобыльская зона с её пожарами и выносом радионуклидов в атмосферу, стареющие энергоблоки АЭС, чьё продление сроков эксплуатации едва ли не каждый раз сопровождается скандалами, то ли убыточный, то ли нет «ВостГОК» с его урановыми рудниками. Но есть риск, о котором широкая общественность вспоминает реже, чем следовало бы – это опасность, исходящая от хвостохранилища «Днепровское».
Добыча природного урана сопровождается образованием огромного количества отходов, пустой руды. На самом деле, она не совсем пустая, в ней остаются определённые количества радиоактивных веществ. Поэтому отходы урановой добычи относятся к категории радиоактивных отходов (РАО), и их к хранению требуется относиться с должным вниманием. Как правило, такие отходы помещаются в специальным образом организованные места, которые принято называть хвостохранилищами.
В мире рекультивация урановых рудников и забота об урановых хвостохранилищах считается важной задачей. В Европе её приоритет ещё более высок. Возьмём для примера Германию, где в Саксонии во времена ГДР действовал урановый рудник «Висмут», работавший на военные и гражданские нужды СССР. Сейчас он закрыт, но федеральное правительство Германии и власти Саксонии тратят на его рекультивацию и обслуживание значительные суммы. Только в период 2003-2035 годов на эти нужды Германия планирует выделить свыше 450 миллионов евро.
Другой современный пример – урановый рудник «Акута» в африканском Нигере, принадлежащий совместно французской атомной группе «Орано» и государственной нигерийской компании «Коминак». В марте 2021 года добыча урана здесь была прекращена. Но рудник не будет заброшен. В течение как минимум 10 лет его станут рекультивировать, затем не менее 5 лет за ним будут присматривать, а потом, в зависимости от конкретного состояния закрытого рудника и его хвостохранилищ, примут новый план действий. Самое главное, что деньги на эти работы уже выделены и хранятся в специальных фондах.
А как с урановым наследием обстоят дела в Украине? Оказывается, не всё так хорошо, как следовало бы ожидать.
На Приднепровском химическом заводе (ПХЗ) в УССР для нужд советской атомной промышленности в период с 1948 по 1991 годы перерабатывалась урановая руда. От этой деятельности в общей сложности скопилось более 40 миллионов тонн радиоактивных отходов. Примерно четверть от этого количества до сих пор находится в хвостохранилище «Днепровское».
Хвостохранилище «Днепровское» было построено на территории промплощадки на юго-западной окраине города Каменское Днепропетровской области. Физически оно представляет собой площадку, огороженную со всех сторон грунтовыми дамбами. Хранилище старое, достаточно упомянуть, что функционировать оно начало при живых Сталине и Берии. Отходы складировались в «Днепровском» с 1953 по 1968 год. Делалось это так – отходы переработки урановых руд укладывались намывным способом слой за слоем. После того, как площадка была заполнена, сверху радиоактивные отходы прикрыли слоем промышленных отходов, для чего было задействовано всё, что оказалось под рукой – фосфогипс от химиков и шлаки от коксохимии и металлургов.
Главная беда хвостохранилища «Днепровское» состоит в том, что оно старое. В те суровые времена соревнования социально-экономических систем о безопасности задумывались редко, а уж тратить на неё деньги просто не спешили. Поэтому ни поверхность хвостохранилища не была спланирована, ни сток воды с поверхности не был организован, ни защиту от грунтовых вод не предусмотрели – а это всё чревато попаданием РАО в окружающую среду.
Давайте посмотрим, что представляет собой окружающая среда хвостохранилища «Днепровское». Наиболее важный элемент этой среды – бассейн реки Днепр, от которого хранилище отстоит всего примерно на километр. Ещё ближе к хранилищу, всего на 50-100 метров, протекает река Коноплянка, правый приток Днепра, её русло проходит к северу и северо-западу от защитной дамбы, причём в некоторых местах река и дамба расположены в буквальном смысле вплотную. Более того, русло Коноплянки прослеживается далеко не везде, потому что на некоторых участках это не русло, а заболоченная пойма. Таким образом, опасность попадания РАО и других отходов из хвостохранилища в Коноплянку и далее в Днепр более чем реальна.
Нельзя сказать, что в Украине на «Днепровское» махнули рукой. В 1995 году, кабинет министров Украины признал его объектом, представляющим повышенную экологическую опасность. А в 2001 году для осуществления постоянного контроля за техническим состоянием хвостохранилища и целостностью его дамб было создано государственное предприятие с говорящим названием «Барьер».
К огромному сожалению, благие намерения и бумажные распоряжения Киева плохо подкрепляются деньгами и иными ресурсами. ГП «Барьер» несколько раз оказывалось на грани банкротства, его специалисты сталкивались с задолженностями по зарплате и нехваткой самых необходимых средств (например, спецодежды). С прилежащих к хвостохранилищу объектов посторонние люди и организации вывозили металлолом (и никто не может сказать, осуществлялся ли хоть какой-то контроль его загрязнённости!), а в отношении директора Павла Дениско было открыто аж три криминальных производства.
В отсутствие реальной поддержки из Киева за заботу об экологии советского уранового наследия Каменского взялся Евросоюз. Кое-что было сделано. Так, в марте этого года был выполнен мониторинг радиационного фона в Каменском и окрестностях и определены наиболее загрязнённые участки. Как утверждают местные жители, участки эти расположены вблизи ПХЗ и хвостохранилища «Днепровское».
Но европейская помощь, во-первых, ограничена по объёму и, во-вторых, не бескорыстна. Внимание европейских бизнесменов давно привлекает Карнауховское месторождение кобальта и никеля, расположенное неподалёку от хвостохранилища. В феврале 2021 года месторождение было выставлено на продажу, и есть обоснованные подозрения, что оно перейдёт в европейские руки в качестве своеобразной платы за деятельность Евросоюза по поддержке ГП «Барьер», после чего и без того небольшая европейская помощь прекратится, а к РАО от добычи урана добавятся отходы от разработки кобальто-никелевого месторождения.
Чем грозит Украине и соседним с ней странам продолжающееся отсутствие должного внимания к безопасности хвостохранилища «Днепровское»? Мощные паводки, периодически случающиеся в этом регионе, могут размыть построенные в прошлом веке защитные дамбы «Днепровского», и радиоактивные отходы попадут в Днепр и далее в Чёрное море. Последствия этого для Украины трудно представить в полной мере, а суммы, которые понадобится всем миром изыскивать для ликвидации этой катастрофы, однозначно будут астрономическими.
Конечно, для всех будет лучше не допустить беды, чем героически с ней бороться. Но для этого вопрос о состоянии хвостохранилища «Днепровское» должен быть поставлен на самом высоком уровне, причём не только в Киеве, но и в других мировых столицах.