"Вновь заговорили об АЭС". Как возрождается атомная энергетика Казахстана

В Казахстане ситуация с обсуждением строительства своей АЭС напоминает то, что было в Беларуси 15-25 лет назад – заявления чиновников о необходимости иметь АЭС и мораторий на строительство, обсуждения с провокациями "небезразличных граждан" и переговоры с возможными подрядчиками строительства АЭС из разных стран при очевидном результате в пользу российского "Атомстройэкспорта". В Беларуси всё решилось просто – настал момент, когда с самого верха была дана команда АЭС построить и её уже фактически построил, естествено, "Атомстройэкспорт". Протесты "зелёных", "небезразличных граждан", а так же руководства соседней Литвы игнорировались. Достоинство АЭС для Казахстана в том, что в отличие от Беларуси, Казахстан, занимающий 1 место в мире по добыче урана, способен сам производить топливо для АЭС.

О том как возрождается атомная энергетика Казахстана – материал сетевого издания из Казахстана tengrinews.kz.

_22

Возможно, такая же АЭС, как и в Беларуси (на фото), будет построена в Казахстане. Фото: "Белатом".

В Казахстане вновь заговорили о возможном строительстве атомной электростанции. Причем в последние годы эта тема все чаще и чаще обсуждается на самом высоком уровне. На территории страны ранее уже функционировало подобное сооружение, но еще 20 лет назад его начали выводить из эксплуатации. Этот процесс будет продолжаться еще как минимум 30 лет, а власти страны все еще не могут определиться, нужна ли Казахстану новая АЭС и где она будет располагаться. Однако, судя по последним новостным сводкам, чиновники уже близки к решению данного вопроса

Впервые вопрос о возведении новой атомной электростанции в Казахстане поднимали еще в середине 90-х годов. Еще одна АЭС на территории страны должна была заменить уже существующую в Актау. К тому времени последнюю после 25 лет безаварийной работы приостановили и начали планомерно выводить из эксплуатации в связи с тем, что реактор выработал свой ресурс.

С того времени прошло несколько этапов обсуждения, планы по строительству новой АЭС рассматривали на различных уровнях. Однако во время всех дискуссий и попыток запустить проект в разработку данная инициатива сталкивалась с сопротивлением как со стороны жителей, так и некоторых экспертов. 

АЭС в Актау 

Казахстан уже имеет недолгий опыт эксплуатации атомной электростанции. Первое такое сооружение возвели еще в советские времена в Актау. Это был Мангистауский атомный энергокомбинат, который по тем временам считался суперсовременным творением инженерной мысли советских ученых. Здесь эксплуатировалась тогдашняя передовая инновация - реактор БН-350, для которого топливо не только не расходовалось - оно "размножалось". Это была первая в мире промышленная энергоустановка на быстрых нейтронах, а ее теплоносителем был металл натрий в жидком виде. Отметим, что даже сегодня в мире есть всего два похожих на этот современных реактора.

МАЭК был запущен 1973 году, а в регионе тогда не было и практически до сих пор нет источников пресной воды. Станция была жизненно необходима для местных жителей, так как давала людям не только тепло и свет, но и обеспечивала их питьевой водой за счет опреснения соленой воды Каспийского моря. Также АЭС в Актау производила дистиллят и могла вырабатывать оружейный плутоний.

Эксперты считают, что именно из-за этой способности, скорее всего, в 1998 году реактор и был остановлен, хотя мог проработать еще 15-20 лет. Но чиновники приняли другое решение, и теперь данная установка постепенно выводится из эксплуатации под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На это правительство отвело 50 лет, и менее половины этого срока уже истекло. Ядерного топлива в реакторе уже не осталось.

Отметим, что в переводе реакторной установки в безопасное состояние участвуют не только казахстанские ученые, но и специалисты из США. С 1999 года они занимаются выгрузкой и упаковкой отработанного топлива, дренированием и переработкой жидкометаллического теплоносителя, его очисткой от цезия, а также переработкой эксплуатационных и радиоактивных отходов. Последний элемент должен храниться в безопасном состоянии в течение 50 лет с последующим захоронением. Также построено долговременное хранилище, где содержится отработанное топливо.

В конце 2010 года стало известно, что промышленный ядерный реактор в Актау был безопасно закрыт. Отработанное топливо, упаковка которого завершилась в ноябре, вывезли в специальных контейнерах на расстояние свыше трех тысяч километров в Восточный Казахстан - на Семипалатинский полигон. Теперь оно хранится в новом безопасном хранилище под гарантиями МАГАТЭ. На это американцы потратили более 200 миллионов долларов. 

kz_2

Мангистауский атомный энергокомбинат, 2015 год. Фото: voxpopuli.kz/Григорий Беденко

Строительство новой АЭС 

Этап I. 

Впервые идею о необходимости построить еще одну атомную электростанцию в 1997 году высказал занимавший пост министра образования и науки Владимир Школьник. Он отметил важность строительства новой АЭС вместо устаревшего энергоблока Мангистауского атомного энергокомбината. Тогда же компетентные органы стали изучать этот вопрос. Наряду с западным регионом рассматривался берег озера Балхаш с одноименной атомной электростанцией. А точнее, это был поселок Улькен в Алматинской области, который появился на карте в начале 80-х. Там ранее хотели построить Южно-Казахстанскую ГРЭС, но окончательного решения по ней так и не было принято.

В 1997 году специалисты разработали технико-экономическое обоснование возведения Балхашской АЭС с реакторами российского дизайна. Год спустя намерение о строительстве станции было обнародовано правительством: первый блок АЭС намеревались запустить в 2005 году, а в целом все сооружение - не ранее 2015 года. Однако общественность в большинстве своем негативно восприняла эти намерения, и план строительства АЭС не нашел логического завершения. Его отложили в долгий ящик. 

Этап II

По прошествии времени о новой АЭС всерьез во второй раз заговорили в середине 2000-х. Когда вопрос строительства атомной электростанции снова обрел актуальность, чиновники обратили внимание на Актау, то есть на Мангистауский атомный энергокомбинат. Его сотрудники считали, что построить новую станцию на базе актауского реактора было бы проще, чем на новом месте. Не все были согласны с этим мнением, но тем не менее в 2006 году правительство приняло постановление о подготовке строительства АЭС на месте бывшего МАЭК.

Тогда же Россия предложила свою помощь: установить свой реактор. Снова было разработано ТЭО, тоже на базе российских разработок, но уже другого типа. Это была установка на основе лодочного реактора для подводных ракетных крейсеров. Правительство страны собиралось инвестировать 152 миллиона тенге в доработку технической документации, которую должны были подготовить российские специалисты до конца 2009 года. Однако и здесь что-то пошло не так: сначала мощность реактора сочли недостаточной, а затем в начале 2009 года власти Казахстана и вовсе решили отложить обсуждение. Выделенные деньги вернули в бюджет.

Незадолго до принятия этого решения в конце 2008 года некоторые жители и активисты Актау выступили против строительства АЭС. На организованных по этой теме общественных слушаниях несогласные устроили акцию протеста. Они не давали выступающим говорить, выкрикивая лозунги "Нет АЭС в Актау", "Студенты против АЭС в Актау".

"Реализация нигде не опробованного ядерного реактора недопустима. Мы не подопытные кролики, а живые люди, и хотим сохранить нашу землю для наших потомков", - заявили они и прямо на сцене завязали небольшую потасовку. В итоге представители "Казатомпрома", Министерства энергетики и минеральных ресурсов, местных властей и российского опытно-конструкторского бюро из Нижнего Новгорода покинули зал.

Осенью 2009 года в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов заявили, что намерены к 2020 году построить одну АЭС. Тогда проект строительства станции обсуждался с российской стороной, но находился на ранней стадии разработки. Поэтому место размещения атомной станции и тип реактора еще не были определены, в связи с чем строительство сооружения тогда не вошло в список приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных правительством на ближайшие 10 лет.

Эксперты отмечают, что если бы тогда правительство начало строить в Западном Казахстане атомную электростанцию, то решило бы сразу две проблемы.

"Западный регион является стратегически важным для Казахстана, так как там расположилась большая часть нефтегазовых месторождений. Однако до сих пор в регионе нерешенными остаются вопросы дефицита электроэнергии и пресной воды. Построив атомную электростанцию, правительство могло убить двух зайцев одним выстрелом", - пишет эксперт Центра социального взаимодействия и коммуникаций Аслан Нуржанов. 

Этап III

Весной 2011 года в результате разрушительных землетрясений на японской АЭС "Фукусима" произошла утечка радиации. Несмотря на это, казахстанские чиновники заявили, что не будут сворачивать программу развития атомной энергетики, но решили учесть опыт "Фукусимы" при строительстве атомной электростанции. Так, было принято решение провести в стране дополнительную экспертизу безопасности проектов ядерной энергетики.

Спустя несколько недель Казахстан и Россия подписали соглашение о мирном использовании атома. Тогда стороны заявили, что будущая казахстанская АЭС может стать самой безопасной в мире. А Владимир Школьник, к тому времени уже возглавлявший "Казатомпром", отметил: "В Казахстане будет такая станция, которая не взорвется".

Чуть позже казахстанские экологи потребовали объявить мораторий на строительство в стране АЭС. А эксперт из Минска Юрий Шевцов (Белатом: к атомной энергетике Юрий Шевцов отношения не имеет – он позиционирует себя политологом), наоборот, призвал власти Казахстана, России и Беларуси объединиться в создании мобильной атомной электростанции. Она, по его мнению, будет способствовать производству "общего стабильного товара".

Летом того же года стало известно, что в Казахстане АЭС намерена построить Южная Корея. А японские компании заинтересовались в получении в Казахстане конечного продукта для своих атомных электростанций.

Осенью 2011 года было сообщено о принятии в стране новой программы энергетического развития. После этого госсекретарь Канат Саудабаев заявил, что Казахстан готовится к строительству АЭС. После этого отечественные экологи вновь призвали объявить мораторий на строительство станции в Актау. Однако тогдашний министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев заявил, что Казахстан не откажется от атомной энергетики. А глава "Самрук-Казына" (Акционерное общество «Самрук-Казына» — инвестиционный холдинг, созданный для задач повышения национального благосостояния Казахстана и проведения работ по модернизации его экономики. Его единственным акционером является Правительство Республики Казахстан.) Умирзак Шукеев отмечал, что стране надо быстрее определиться с вопросом строительства АЭС. 

Осенью 2012 года отечественные эксперты сообщили, что после запуска АЭС наша страна может стать лидером СНГ по экспорту электроэнергии. Чуть позже стало известно, что Южная Корея поможет Казахстану провести исследования по развитию атомной энергетики. Однако самый известный противник ядерной энергии Олжас Сулейменов выразил надежду, что в Казахстане не будет строиться АЭС. 

 kz_1

Центр Семипалатинского ядерного полигона - город Курчатов. Фото ©РИА Новости

 Этап IV

Самая активная фаза в деле сооружения атомной станции в Казахстане началась в 2013 году. Тогда Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству определиться с местом строительства атомной электростанции. Тогда же стало известно, что японцы помогут с развитием АЭС в Казахстане.

На ранних стадиях обсуждения местом строительства атомной электростанции вновь назывался Актау. Но в акимате Мангистауской области с осторожностью отнеслись к данной ситуации. Позже чиновники передумали строить АЭС в Актау.

Однако в 2014 году, тщательно изучив все варианты, правительственная комиссия рекомендовала два района строительства АЭС: это город Курчатов в Восточно-Казахстанской области, где предварительная стоимость оценивалась в три миллиарда долларов, и поселок Улькен.

Не исключалось, что в стране может быть построено сразу две атомные электростанции. Но в ходе анализа чиновники остановились на берегу озера Балхаш. Строительство планировали начать в 2018 году, а отходы будущей АЭС предполагали хранить на Семипалатинском полигоне.

Тогда ученые заявили, что атомные электростанции могут стать источником самой дешевой электроэнергии в Казахстане.

 06-2021_55

Иллюстративное фото БелАЭС. Фото: "Белатом".

После нескольких безрезультатных попыток построить атомную электростанцию правительство Казахстана стало искать возможности сотрудничества не только с Россией. На учет были взяты и другие страны, развивающие атомную энергетику, поэтому начались переговоры с иностранными компаниями. Одними из первых в очереди, кто хотел установить свои разработки на казахстанской АЭС, была японская Toshiba и французская компания Areva. Обе компании обладали хорошим потенциалом и считались новаторами в своей сфере.

В 2014 году были заключены меморандумы с "Росатомом" и японской стороной. Однако переговоры не привели ни к чему: строительство АЭС в Казахстане отложили на неопределенный срок. А в 2015 году в ходе переговоров Нурсултана Назарбаева с премьер-министром Японии Синдзо Абэ было достигнута договоренность, что строить АЭС будет японская компания.

Тем не менее в ноябре 2016 года министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в силу избытка электроэнергии Казахстан как минимум до 2023 года не будет строить АЭС. По словам экспертов, неопределенность по основному поставщику технологий - это либо нерешительность определенных лиц в принятии ответственного решения, либо попытка сбить цену.

 kz

 Поселок Улькен, где собираются строить АЭС. Фото: Григорий Беденко.

 Этап V

Весной 2019 года президент России Владимир Путин вновь поднял тему строительства атомной электростанции. Президент Касым-Жомарт Токаев позже заявил, что без учета мнения населения решение о возведении АЭС в стране не примут. Тогда сообщалось, что Казахстан изучает предложения из пяти стран.

Тем не менее в Алматинской области выделили место под атомную электростанцию на случай, если республика решит ее строить. Речь идет о поселке Улькен. Позже в региональном акимате заверили, что никаких обсуждений по поводу строительства АЭС не было и все осталось на стадии разговоров.

"В нашем обществе происходит такая острая полемика. Это, конечно, значительная часть из-за фобий, связанных с наследием Семипалатинского ядерного полигона. Многострадальное население обладает генной памятью на этот счет. Если будет принято решение, конечно, в соответствии с законом, в любом случае общественное мнение будет учитываться. Потому что будут проведены общественные слушания", - говорил тогда министр энергетики Канат Бозумбаев.

Бозумбаев заверил, что вопрос строительства АЭС не входит в ближайшие планы министерства, однако не исключил возможности строительства атомной электростанции в стране в ближайшие десять лет.

БелАЭС 06-2021_56

Иллюстративное фото БелАЭС. Фото: "Белатом".

Этап VI

В мае 2021 года Касым-Жомарт Токаев заявил, что преждевременно и ошибочно окончательно списывать со счетов атомную энергетику в Казахстане. По его словам, весь развитый мир полагается на атомную энергию.

"Фобии здесь неуместны. Но следует проводить настойчивую разъяснительную работу среди граждан. Спешить со строительством атомных станций не будем, но и опаздывать с этим делом не следует", - сказал Президент Казахстана.

После этого бывший министр энергетики Нурлан Ногаев сообщил, что власти страны намерены узнать "температуру общества" касательно строительства в Казахстане АЭС.

Оригинал статьи по ссылке .

2021-09-08 13:24:18
Все материалы рубрики В мире