Часть I.
Калужская область расположена всего в 80 километрах от Беларуси в сторону Москвы. Но, она находится так, что белорусы, следующие из Минска в Москву, объезжают Калужскую область стороной. Чаще других жителей Беларуси в Калужской области бывают те, кто следует в Москву из Гомельской области. Причём, это касается только тех, кто использует автотранспорт, так как поезда Гомель-Москва обходят Калужскую область. Если же жители Беларуси следуют отдыхать на Юг, их путь лежит, или через Украину, или через Брянскую область в Воронежскую, и оставляют Калужскую в стороне.
Неудивительно, что большинство белорусов никогда не бывали в Калужской области и их познания о ней ограничиваются Циолковским, а так же популярными в Беларуси "Фольксвагенами", которые производят в Калужской области. На самом деле Калужская область – это не только Циолковский с "Фольксвагенами", а намного-намного больше.
Калужская область – это и небольшой Козельск, остановивший в 1238 году на семь недель продвижение хана Батыя. Козельск пал только когда стенобитными орудиями были разрушены его стены. Но, прежде, чем пасть, последние защитники вышли из города, и в последнем бою уничтожили около 4000 монголо-татар. Разгневанный Бытый приказал убить всех оставшихся жителей, а Козельск назвал "злым городом".
Диорама «Оборона Козельска 1238 г. Фото: Козельский Историко-Литературный Музей
После этого граница власти монгольского хана стала проходить по рекам Оке и Угре, разделив покорённую монголами Русь и Великое Княжество Литовское (ВКЛ).
В 14 веке территория современной Калужской области стала местом постоянного противоборства между ВКЛ и Москвой. Традиционно считается, что Калуга возникла, как пограничная крепость для защиты Московского княжества от нападения со стороны ВКЛ. Калуга впервые упоминается в летописи в 1371 году, когда литовский князь Ольгерд в жалобе Константинопольскому патриарху Филофею на митрополита Киевского и всея Руси Алексея, среди отнятых у него Москвой "против крестного целования" городов называет Калугу. Расположение Калуги на судоходной Оке способствовало развитию в городе торговли, и, при этом река служила хорошей защитой от врагов, находящихся на другой стороне реки.
Именно на территории современной Калужской области произошло "стояние на Угре", при котором в 1480 году было завершено владычество монгол над Русью. Противоборствующие войска – московское и монгольское, стали по разным берегам Угры. Монголы под командованием хана Ахмата 8 октября 1480 года пытались форсировать Угру, но, были отброшены назад. Пока противники стояли по разным берегам Угры, командовавшими войсками Московского княжества Иван-III отправил в тыл монголам небольшой отряд, которому удалось разгромить столицу Большой Орды город Новый Сарай, располагавшийся в низовьях Волги. Поняв, какую опасность представляет действующий в тылу монгол диверсионный отряд, хан Ахмат 11 ноября отступил от Угры. В последующие несколько веков Калужский край был границей, защищавшей Московское княжество от войск Литвы и войск Крымского хана.
Сражение на реке Угре, положившее конец ордынскому игу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.
В "Смутное время" Калуга поддерживала Лжедмитрия-I и Лжедмитрия-II. Тогда Калужский край подвергался сильным разорениям. Длительный период мирной жизни наступил в 18 веке, когда границы Руси расширились, и Калужский край перестал быть пограничной территорией. Калуга, благодаря выгодному положению на Оке, стала быстро богатеющим купеческим городом. После посещения Калуги императрицей Екатериной в 1775 году, 24 августа 1776 г. вышел указ Екатерины II об учреждении Калужской губернии в составе 12 уездов.
В Отечественную войну 1812 года, оставив Москву, русские войска под командованием М.И. Кутузова 21 сентября вступили в пределы Калужской губернии и остановились на заранее выбранной позиции у села Тарутино на правом берегу реки Нары. Пока Наполеон грабежами и пожаром отмечал взятие Москвы, русская армия отдохнула, пополнив свои запасы и приняв новых солдат. 7 октября Наполеон стал выводить войска из Москвы, двинувшись к российской армии, надеясь, если её не победить, то, хотя бы уйти из России не тем путём, которым пришёл в Москву. В ходе нескольких сражений на калужской земле в районе города Малоярославец, войска Наполеона не смогли нанести значимого ущерба постоянно маневрирующей российской армии, и были вынуждены отступать по той же местности, что и при наступлении. И на этом обратном пути у Наполеона находились разграбленные его же армией города и деревни с крайне негостеприимным населением.
Сражение под Малоярославцем (1812). Художник Петер фон Гесс.
После Отечественной войны Калужская губерния быстро восстановились. В крае развивалось сельское хозяйство, промышленность, торговля. Калуга стала богатым купеческим городом. Любившие комфорт купцы жертвовали на благоустройство города значительные суммы.
С Калужской землей в XIX – начале XX вв. были связаны А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Спокойный и богатый город Калугу Александр II определил, как место жительства военнопленного имама Дагестана и Чечни Шамиля. В Калуге царь выделил Шамилю трёхэтажный особняк в центре города, где он прожил 9 лет. 26 августа 1866 г. в здании Калужского дворянского собрания Шамиль принес присягу на подданство и верность императору России. В 1868 году из-за неподходящего для здоровья старого Шамиля климата Калуги, он переехал в Киев.
Имам Шамиль. Первая фотография имама Шамиля, сделанная в начале сентября 1859 года графом И. Г. Ностицом в Чирюрте.
Циолковский, имя которого стало фактически синонимом города Калуги, прожил здесь 40 лет своей жизни, создав наиболее значимые научные труды.
К.Э. Циолковский в своей мастерской. 1930 г.
Гениальность Константина Циолковского не в том, что он мечтал о космических полётах – об этом мечтали и фантасты типа Герберта Уэллса, описывавшие в романах нашествие марсиан, а в том, что, обладая знаниями по математике и физике, он в эпоху легких поршневых самолётов с открытой кабиной разрабатывал в теории основы полётов в космос – многоступенчатые ракеты, орбитальные станции, решение проблемы длительного пребывания в условиях невесомости и т.д. Правильность его выводов и расчётов подтвердились через десятилетия, когда освоение космоса из теории перешло в практику.
К. Циолковский и С Королёв. Фото: "Белатом".
К. Циолковский и С Королёв. Фото: "Белатом".
В 1917 году советская власть установилась в Калуге 28 декабря. В феврале-июле 1918 г. на территории губернии существовала Калужская советская республика. В ходе Гражданской войны Калужская губерния три раза объявлялась на военном положении. На ее территории неоднократно вспыхивали восстания против Совестной власти. Особенно крупное в конце 1918 г. произошло в Медынском, Боровском и Малоярославецком уездах. В Калуге и губернии постоянно формировались отряды и воинские части, располагались лечебные учреждения для раненых и больных красноармейцев. В Калуге действовали Командные пехотные курсы. После гражданской войны были восстановлены крупные предприятия региона - Дугнинский чугунолитейный завод, бумажная фабрика в Полотняном Заводе, ткацкая фабрика в Боровском уезде.
После недолгого периода НЭПа в 1925 году началась индустриализация. Калужский электро-механический завод наладил серийное производство телефонных аппаратов, телефонных номираторов и фонических коммутаторов. Кондровская бумажная фабрика перешла на выпуск бумаги более высоких сортов и т.д. В 1927 г. открыта швейная фабрика в Калуге, в 1929 г. Главные железнодорожные мастерские преобразованы в Калужский машиностроительный завод НКПС, в 1931 г. построена спичечная фабрика "Гигант", в 1936 г. началось сооружение крупнейшего в Европе комбината синтетических душистых веществ для пищевой и парфюмерной промышленности. К 1940 г. только в Калуге действовало 35 фабрик и заводов, на которых работало свыше 15 тысяч человек. С конца 1929 г. на калужской земле начался процесс сплошной коллективизации. Тогда же произошли кардинальные изменения в территориально-административном делении страны. В 1929 г. была упразднена Калужская губерния, а ее территория вошла в состав Московской и Западной областей. В 1937 г. произошло новое разделение между Московской, Тульской, Орловской и Смоленской областями. С 1929 г. Калуга (окружной центр округа, с 1 сентября 1930 г. – районный центр) находилась в составе Московской, а с 1937 г. – в Тульской области.
В Великую Отечественную войну Калужский край оказался под немецкой оккупацией с октября 1941 года. Город Калуга находился под властью оккупантов недолго с 13 октября 1941 года до 30 декабря 1941 года. Освобождали Калугу войска Западного фронта под командованием маршала Георгия Жукова, который сам родился в Калужской области. Благодаря тому, что Калуга под властью оккупантов была не долго, город оказался не сильно разрушен. Вся Калужская область была освобождена только в сентябре 1943 года. При этом на части области проходили тяжёлые бои в ходе битвы на Курской дуге. 5 июля 1944 года была образована современная Калужская область, в которую вошла, за небольшим исключением, территория существовавшей до 1929 года Калужской губернии.
Калуга в Великую отечественную войну. Фото: kaluga-poisk.ru
За годы Великой Отечественной войны из Калужского края было призвано 175 464 человека. В том числе, из Калуги и Калужского района – 30 139. В период войны погибло 80 100 воинов-калужан и 56 000 пропало без вести. Потери -78% от отправленных на фронт призывников. То есть, из пяти ушедших на фронт из Калужской области домой вернулся только один. Именно в Калужской области на местах боёв в 1988 году зародилось официальное поисковое движение.
После войны началось восстановление промышленности области. В 1946 году началось строительство турбинного завода, который начал выпускать продукцию в 1950 году. Отдельного внимания заслуживает первый российский наукоград атомщиков г. Обнинск. Как часто бывало в то время, секретный город строили зэки. Место выбрали соответствующее – 101-й километр от Москвы. Для незнающих – при СССР запрещали гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы проживать ближе 100 км от Москвы. Сейчас Москва разрослась, от Обнинска до МКАДа – менее 80 км. Обнинск начал свою историю с того, что в 1946 г. на месте посёлка школы-интерната имени С. Т. Шацкого «Бодрая жизнь» бывшего Испанского детского дома № 5 был создан секретный объект Лаборатория «В» системы МВД СССР (будущий Физико-энергетический институт). В Википедии указано, что лаборатория проводила исследования в области ядерной физики, для чего были приглашены немецкие специалисты-контрактники из лабораторий Кайзера-Вильгельма, Лейпцигского университета и лучшие советские специалисты. Что подразумевалось под приглашением немецких специалистов в 1946 году, догадаться не трудно. Но, условия для немецких специалистов в лаборатории были намного лучше, чем если бы они поехали по схожему приглашению в Сибирь на лесоповал. Понятно, что приоритетом тогда было военное применение атомной энергии. Но, при этом результатом работы лаборатории стала построена первая в мире атомная электростанция, пуск которой состоялся 27 июня 1954 года. 24 июля 1956 г. посёлок получил статус города. Название Обнинск было образовано по наименованию близлежащего железнодорожного разъезда (ныне — станции) Обнинское. Обнинск развивался как научный город, специализирующийся в области ядерной физики и атомнойэнергетики, метеорологии, радиологии, радиационной химии и геофизики. Первая в мире АЭС проработала без аварий 48 лет, и была закрыта в 2002 году. Сейчас Первая в мире АЭС превращена в музей, официально именуемый по российскому законодательству мемориалом. По предварительной записи туда можно попасть на экскурсию, чтобы убедиться, что закрытая АЭС опасности не представляет. Это проверено при посещении с личным дозиметром.
Первая в мире АЭС в Обнинске. Фото: TASS Photo Chronicle
Промышленность региона.
Развал СССР тяжело прошёл и в Калужской области. Но, промышленность удалось сохранить. Сейчас в Калужской области сформирован разноотраслевой промышленный комплекс, основу которого составляют высокотехнологические отрасли. Исторически в регионе производятся турбогенераторы, газотурбинные двигатели, железнодорожная техника, радиоэлектроника, оптика, бумага, мебель и другие товары. Предприятия машиностроительного комплекса составляют основу промышленного потенциала области. Отдельно стоит упомянуть военную и атомную промышленность региона. Помните шутливую песенку?:
На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:
«Наводи, говорю,- Петров, на город Вашингтон!»
Так, турбогенераторы "атомного моторчика" производит ОАО «Калужский Турбинный Завод» (КТЗ). Там же производят турбины с турбогенераторами и для АЭС. Продукция КТЗ поставляется в 42 страны мира.
ОАО «Калужский Турбинный Завод». Фото: kaluga-poisk.ru
При том, что от Обнинска до моря, где базируются "подводные лодочки с атомным моторчиком", примерно 1600 километров по прямой, экипажи для них готовят именно в Обнинске, где разрабатывают эти самые "атомные моторчики" в Обнинском учебном центре ВМФ по подготовке экипажей подводных лодок.
Атомная подводная лодка (АПЛ) «Юрий Долгорукий» во время ходовых испытаний летом 2009 года. Фото: пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»/РИА «Новости»
Продолжение той же песенки:
И на самолетике сверху друг мой Вовочка
Не с пустыми люками в гости прилетел
Это тоже касается Обнинска, где «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г.Ромашина» (ОНПП «Технология») производит стекло фонаря кабины российского истребителя пятого поколения Су-57. Это стекло, оставаясь прозрачным, защищает экипаж от воздействия электромагнитного, ультрафиолетового, инфракрасного излучения и светового излучения ядерных взрывов. И подобных предприятий в Калужской области много.
Су-57. Фото: VK/Су-57
Вернёмся от истребителя 5-го поколения к более приземлённым делам. Одним из символов белорусской автомобильной промышленности является МАЗ. Это хороший автомобиль. Если рядом нет Volvo. Рождённые в Швеции Volvo, с 2009 года производят и в Калуге на заводе Volvo Trucks.Там же производят и грузовики Renault. Завод производит 15 000 автомобилей в год. Также в Калуге отдельный завод Volvo Group Cab Factory производит кабины для грузовых автомобилей марок Volvo и Renault.
Volvo из Калуги Фото: Volvo Trucks Corporation
Volvo из Калуги Фото: Volvo Trucks Corporation
Если в Беларуси имеется "Бобруйскшина", производящая бюджетные шины, то в Калужской области решили не мелочиться, и построили ООО «Континентал Калуга», который выпускает зимние и летние шины для легковых и легкогрузовых автомобилей трех брендов компании: Continental, Gislaved и Matador. Практически со 100% вероятностью в Беларуси купите шины этих брендов, произведённые в Калужской области.
ООО «Континентал Калуга». Фото: arrko.ru
Беларусь гордится выпуском китайских "Джили". В Калуге предпочитают иметь дело с "народным автомобилем" - Volkswagen . Завод Volkswagen был открыт в Калуге в 2007 году. В октябре 2009 года запущено производство полного цикла. В настоящее время здесь производятся автомобили Volkswagen Polo, VolkswagenTiguan и ŠKODA Rapid. От издания "Белатом" было передано пожелание руководству Калужского Volkswagen, чтобы для жителей Беларуси там освоили выпуск Volkswagen Polo универсал, поскольку, в багажник седана не помещается даже 5 мешков с картошкой.
Volkswagen в Калуге. Фото: Volkswagen
Из легковых автомобилей не только Volkswagen выпускается в Калужской области - автозавод PCMA Rus расположенный в индустриальном парке "Росва" выпускает по полному производственному циклу автомобили марок Peugeot, Mitsubishi, Citroen. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 125 тыс. автомобилей в год. Поэтому, если есть желание приобрести "немца", "француза" или "японца" с завода – ближайшее и наиболее доступное в эпоху COVID-19 место – это Калужская область.
Mitsubishi из Калуги. фото телеграмм-канал Владислава Шапши
Если белорусский радиозавод "Горизонт" сотрудничает с китайской Midea Group, то в Калуге в 2008 году построил своё предприятие Samsung. Пока белорусский "Горизонт" производит телевизоры с разрешением 4К, в Калуге Samsung с ноября 2018 года производит первые в мире 8К QLED-телевизоры Q900R с диагоналями 55, 65, 75, 82 и 85 дюймов c самым точным и максимально реалистичным из существующих сегодня разрешением экрана. Именно на этом заводе сейчас производится большая часть всех продаваемых в России и Беларуси телевизоров Samsung, а также мониторы и стиральные машины. А в 2016 году завод из Калуги начал экспорт стиральных машин Samsung в страны Евросоюза (Латвия, Словакия, Венгрия, Италия, Польша, Румыния).
Фото: Samsung.com
Подробнее о предприятиях Калужской области: Промышленность Калужской области — крупные предприятия и производства на карте (xn--80aegj1b5e.xn--p1ai)
Пища (телесная:)).
Белорусские продукты в России остаются популярными. Но, не ищите среди белорусских производителей качественную мраморную говядину. Её можно найти в "Мираторге", фермы которого расположены в Калужской области. Именно в Калужской области "Мираторг" построил крупнейшую в России ферму по выращиванию бычков японской породы вагю, у которых мраморное мясо наиболее высокого качества. Сравнивая белорусское и российское свежее мясо, как патриот Беларуси, вынужден признать, что в Калужской области выбор свежего качественного мяса больше, а цены немного ниже, чем в Беларуси.
Бычки японской породы вагю на ферме "Мираторга" в Калужской области. Фото: investkaluga.com
При том, что Калужская область себя обеспечивает качественной "молочкой", в местных магазинах почти везде присутствует и белорусская "молочка". По цене – белорусская немного дешевле местной при одинаковом качестве.
Пища духовная.
Но, не только мясом и "молочкой" жив человек - о пище духовной. Если не верите, что в российской провинции может быть музей мирового уровня – приезжайте в Калугу. Калугу настоятельно рекомендую посетить семьёй только из-за одного Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
На этот огромный музей рекомендую выделить целый день и обязательно заказать экскурсовода, благо это не дорого.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
В музее можно проследить историю, как человек стремился в космос от времени, когда пытались с самодельными крыльями взлетать с колокольни и до перспективных разработок российской космонавтики.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Макет первого спутника в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Макет первого спутника в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
В музее экспонируется множество побывавших в космосе предметов, отражающих всю эпоху российской космонавтики - от костюмов космонавтов до космических аппаратов.
Жилой отсек космического корабля для собаки. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Катапультная тележка для собаки в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Спускаемый аппарат космического корабля "Восток-5" и скафандр его космонавта Валерия Быковского в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Спускаемый аппарат космического корабля "Восток-5" и скафандр его космонавта Валерия Быковского в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
"Тёплая ламповая" панель увправления космическим кораблём 1960-1970 гг. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Луноход. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Луноход. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Космическая фотокамера. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Орбитальная станция "Алмаз" имела на вооружении пушку. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Пушка орбитальнай станции "Алмаз". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Пушка орбитальнай станции "Алмаз". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Макет орбитальной станции "Мир". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Макет орбитальной станции "Мир". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Макет орбитальной станции "Мир". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Космический туалет в макете орбитальной станции "Мир". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Космический душ. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
"Посиделки" в космосе. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
"Посиделки" в космосе. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Космическая еда. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Космическая еда. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Комплект выживания при посадке в труднодоступной местности. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Уникальная трёхстволка из комплекта космонавтов для выживания при посадке в труднодоступной местности. Была в спускаемых аппаратах на совестких космических орбитальных станциях. В настоящее время орущие на МКС запрещено. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Перспективный космический корабль "Орёл" . Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Перспективный космический корабль "Орёл" . Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Ещё раз обращаю внимание, что если решили заглянуть в музей космонавтики на час-два – то, лучше вообще не заходить в помещение музея, а походить по парку, где можно посмотреть различные ракеты, в том числе и ракету-носитель "Восток".
"Восток-1". Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Фото: "Белатом".
Расположен музей на высоком берегу Оки, откуда открывается красивый вид вдаль.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского и река Ока. Фото: "Белатом".
Продолжение следует.