Скачки через ступеньки по-хмельницки

 Украина не перестаёт удивлять. В интернете распространяется скан письма временно исполняющего обязанности президента НАЭК «Энергоатом» (государственной компании, отвечающей за эксплуатацию всех АЭС Украины) Петра Котина премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, в котором первый просит второго дать поручение министерству юстиции подтвердить достаточность правовых основ для завершения строительства энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС без принятия специального закона Украины о размещении этих блоков.

01

 02

 

03

 Справка: Хмельницкая АЭС расположена в городе Нетешин Хмельницкой области в Украине около реки Горынь в 150 километрах от Беларуси. Начало строительства – 1981год. Ввод в эксплуатацию энергоблока №1 – 22 декабря 1987 года. Ввод в эксплуатацию энергоблока №2 – 7 сентября 2005 года. В настоящее время на ХАЭС два действующих энергоблока с реакторами ВВЭР-1000. Планируемый вывод и эксплуатации энергоблока №1 – 2032 года, энергоблока №2 – 2050 год. Ещё два энергоблока находятся в стадии строительства, а по факту - в заброшенном состоянии.  

file

Карта: Google.

1-2

 Действующие энергоблоки ХАЭС. Фото: xaec.org.ua.

Третий и четвёртый энергоблоки Хмельницкой АЭС (в Украине их принято именовать Х3/Х4) относятся к недостроям советских времен. Их заморозили в 1990 году после Чернобыльской аварии, наряду с тремя другими энергоблоками различных АЭС Украины. По данным «Энергоатома», строительная готовность блока №3 составляет 75%, а блока №4 – 28%. После получения независимости Украина постепенно изменила отношение к атомной энергетике к лучшему, и в 2009 году кабинет министров Украины постановил хмельницкие блоки достроить. Речь при этом шла о российских реакторах ВВЭР-1000, как и было заложено в исходном проекте.

х3

 Энергоблок №3 ХАЭС. Фото: xaec.org.ua.

х4

Энергоблок №4 ХАЭС. Фото: xaec.org.ua.

Резкое ухудшение отношений между Украиной и Россией, начавшееся в 2014 году, на первых порах ничего принципиально не изменило. Украина по-прежнему собиралась достраивать Х3/Х4 с реакторами ВВЭР-1000, для пропагандистского прикрытия обратившись к чешской компании «Шкода-ЯМ». Это другая «Шкода», не та, что выпускает автомобили. «Шкода-ЯМ» – наследник чехословацкого предприятия в городе Пльзене, созданного при содействии Советского Союза для ускорения развития атомной энергетики в восточноевропейских странах социалистического лагеря. Компания умеет работать с технологией ВВЭР, сохранила тесные связи с российскими атомными предприятиями, а самое главное – принадлежит российскому собственнику «Газпромбанку». Методика, в чём-то напоминающая трюк с поставками «европейского» газа в Украину – чехи обеспечивают российское участие в достройке блоков Х3/Х4 и они же собой прикрывают российских атомщиков от любопытных глаз украинских политиков и журналистов. 

Но в прошлом году концепция изменилась. НАЭК «Энергоатом», во главе которого стоит до сих пор не утверждённый в должности президента и носящий приставку «врио» Петр Котин, вознамерилась развивать отношения с американской фирмой «Вестингауз» и строить в Украине энергоблоки с американскими реакторами AP-1000. Первое изменение должно коснуться хмельницких блоков. Если на блоке №3 по-прежнему планируется реактор ВВЭР-1000, то на блоке №4 предлагается использовать американский проект AP-1000. В этой связи и появилось письмо Котина, с цитатой из которого начинается статья. 

Но ядерные реакторы – не мужские носки, нельзя так просто взять и поменять один проект на другой. Украинские эксперты и специалисты в атомной энергетике разобрали в своих обсуждениях в «Фейсбуке», как должен был бы поступить НАЭК «Энергоатом» на самом деле. 

1) Для начала «Энергоатому» требуется переработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) для Х3/Х4. Это ключевой документ, в котором показывается техническая возможность и экономическая целесообразность строительства блоков АЭС. Действующее ТЭО было подготовлено для случая достройки обоих блоков с реакторами ВВЭР-1000. Теперь на блоках предполагается установить реакторы разных проектов, и не просто разных, а сделанных конкурирующими компаниями «Росатом» и «Вестингауз». Подобной комбинации в мире нет ни у одной страны, поэтому ТЭО нужно готовить заново и разбить его на две части – ТЭО для Х3 с ВВЭР-1000 и ТЭО для Х4 с AP-1000. 

2) Для новых ТЭО в обязательном порядке необходимо провести серию общественных слушаний в Украине и, что особенно важно, организовать консультации со странами-соседями в рамках международной конвенции Эспо. Со всеми странами-соседями, а значит, и с Республикой Беларусь. Напомним, для Белорусской АЭС в Островце такие слушания и консультации проводили и приглашали на них всех заинтересованных, включая даже исходно негативно настроенную Литву.

 3) После завершения всех описанных процедур «Энергоатом» должен подготовить проект нового закона Украины о размещении энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС и внести его с помощью кабинета министров на рассмотрение Верховной Рады Украины. Далее должен быть сделан ещё целый ряд шагов, включая анализ безопасности проекта в Госкоматомрегулирования (ГИЯРУ) Украины. 

В своём письме Котин просит премьер-министра Украины помочь «Энергоатому» волюнтаристским образом перескочить через все три шага и сразу получить бумагу, подтверждающую право «Энергоатома» достраивать Х3 с ВВЭР-1000 и Х4 с AP-1000. 

Если премьер-министр пойдёт «временному» атомщику навстречу, то для Беларуси это окажется чрезвычайно плохим сценарием по следующим причинам. 

Во-первых, американский проект реактора AP-1000 на практике не отработан. Пиарщики «Вестингауза» и приверженцы американских технологий любят рассказывать о том, что в мире построено целых четыре блока с такими реакторами, но все они находятся в Китае. Часто забывают добавлять, что китайцы внесли в проект сотни, если не тысячи модификаций, а также задействовали для него возможности своей атомной промышленности, самой крупной в мире, а также, своих атомных строителей и монтажников. К строительству AP-1000 в Украине китайских атомщиков по политическим причинам не допустят, а это означает, что блок Х4 получится «сырым» и вероятность разнообразных инцидентов с далеко идущими радиационными последствиями окажется высокой. Значит, белорусским специалистам обязательно нужно добиваться от Украины права принять участие в консультациях по безопасности этого блока, которые должны проводиться по условиям конвенции Эспо и от которых хотел бы избавиться НАЭК «Энергоатом». 

Во-вторых, открытым останется вопрос о судьбе отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) блока Х4 с реактором AP-1000. Беларусь с самого начала для Белорусской АЭС добилась от поставщика ядерного топлива Российской Федерации принципиального согласия забирать ОЯТ на российскую территорию. Да, с россиянами ещё потребуется подписать конкретные соглашения и контракты, но на правительственном уровне от России принципиальное согласие Беларусь получила. В случае американских реакторов ситуация прямо противоположная, так как правительство США запрещает американским компаниям забирать ОЯТ у зарубежных клиентов, это связано с тем, что американским АЭС по большому счету некуда девать собственное ОЯТ. Значит, ОЯТ блока Х4 с AP-1000 будет оставаться в Украине, но где украинцы смогут его хранить и не появится ли у них желание построить для такого ОЯТ очередное сухое хранилище в Чернобыльской зоне, недалеко от границы с Беларусью? 

Желание НАЭК «Энергоатом» использовать для достройки четвёртого блока Хмельницкой АЭС американский реактор AP-1000 без прохождения положенных по украинскому (!!) законодательству юридических процедур, предусматривающих в том числе трансграничные консультации со странами-соседями, не может не волновать белорусов. Надеемся, что здравый смысл в Украине возобладает, и правительство Украины не разрешит «Энергоатому» перепрыгнуть через ступеньки в нарушение украинских законов.

2022-01-21 01:30:57
Все материалы рубрики В мире