Рыжий лес в 1986 году.
Рыжий лес – это около 202 км² деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС, где осело наибольшее количество выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора. Наиболее сильно там пострадал хвойный лес на площади 45 км², где из-за высокого уровня радиации сосны получили радиоактивный ожог, в течение 30 мину они окрасились в рыжий цвет и погибли. Во время работ по дезактивации территории лес был снесён бульдозерами, захоронен, а на этом месте были высажены новые сосны. Территория Рыжего леса является наиболее загрязнённым радионуклидами местом в Чернобыльской зоне. В одном месте Рыжий лес почти примыкает к стеле с надписью "Припять" около моста автомобильной дороги, ведущей в Припять. Со временем уровень радиации уменьшился на порядки, и сейчас около этой стелы любят фотографироваться туристы. Во время пожара 2020 года часть этих новых деревьев сгорела.
Туристы около Рыжего леса фотографируют лису. Фото: Василий Федосенко / Reuters
Информацию о том, что взявшие под контроль ЧАЭС российские военные якобы стали рыть окопы в Рыжем лесу, стала распространять национальная атомная энергогенерирующая компания "Энергоатом" - государственное предприятие, являющееся оператором всех действующих атомных электростанций Украины, опубликовав 31 марта такой текст:
"По данным, распространяемым белорусскими СМИ, уже есть первые сигналы того, что российский оккупант военнослужащий ("Белатом") попал под влияние радиации. В Гомеле зафиксировано частое движение автомобилей Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека. Кроме того, сообщается, что в заведение непрерывно поступают российские солдаты."
Доказательством лучевой болезни российских военнослужащих для "Энергоатома" стал фотоснимок двух автобусов ПАЗ, принадлежащих российской армии, которые находились около Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле. Причём, фотоснимок размещён не в белорусском СМИ, как утверждает "Энергоатом", а в телеграмм-канале, который признан в Беларуси экстремистским и администртором этого канала является белорус, живущий за пределами Беларуси, не скрывающий своего сотрудничества с iSANS. (iSANS позиционирует себя как "международная инициатива экспертов из разных стран, направленная на определение, анализ и противодействие гибридным угрозам демократии, верховенству закона и суверенитета стран Западной, Центральной и Восточной Европы и Евразии". Так обычно пишут о себе организации, финансируемые спецслужбами.)
Медицинский транспорт ВС РФ около Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле.
Что в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины могут оказывать помощь не только пострадавшим от лучевой болезни – эту версию "Энергоатом" не рассматривает.
Менее чем через час "Энергоатом" развивает тему Рыжего леса дальше:
"Отметим, что подтвердилась и информация о фортификационных сооружениях, окопы, которые рашисты военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации ("Белатом") строили прямо в Рыжем лесу – самом загрязненном во всей Зоне отчуждении. Неудивительно, что оккупанты военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации ("Белатом") получили значительные дозы облучения и запаниковали при первых признаках болезни. А проявилась она очень быстро. Затем среди военных начал назревать почти бунт, и они стали собираться оттуда."
То есть, согласно информации "Энергоатома" причиной ухода военнослужащих из украинского сегмента Чернобыльской зоны стали лучевая болезни и паника.
Вскоре эту тему подхватил Генштаб Вооружённых Сил Украины, выдав 2 апреля в сводке:
"Среди военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации паника распространяется из-за радиационного облучения личного состава подразделений, базирующихся в Чернобыльской зоне. Населению белорусского поселка городского типа Брагин советуют избегать контактов с российскими оккупантами, покинувшими загрязненную зону".
Кто именно посоветовал избегать брагинцам контактов с российскими военными, об этом Генштаб ВСУ умалчивает.
Не менее забавно выглядит сообщение о "панике" среди российских военнослужащих из-за радиационного облучения. Годами сотни человек ежедневно приезжают в Чернобыльскую зону на работу, и ещё ежедневно сотни, если не тысячи туристов посещают ЧАЭС и Припять. Российские военные без паники выдвинулись к ЧАЭС из Беларуси, взяв её под контроль, затем без паники контролировали ЧАЭС с 24 февраля до 31 марта, пока не ушли обратно в Беларусь, а Беларуси, оказалось, что российские военные в панике и больны лучевой болезнью. В чём проявляется эта "паника", Генштаб ВСУ не сообщает.
Денис Вишневский. Фото из его страницы в Фейсбуке.
Наиболее чётко прояснил ситуацию с окопами в Рыжем лесу заведующий научным отделом Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника (Украина), уважаемый Денис Вишневский, который давно работает в Чернобыльской зоне и очень хорошо знает, что такое Рыжий лес и каково его влияние на здоровье человека:
"Поговорим о вирусном хите последних дней – об окопах в Рыжем лесу и толпах облученных российских солдат в Гомеле. Ну еще о технике оккупантов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации ("Белатом"), которая на своих колесах с пылью несет ядерный Армагеддон в места ППД. Этот несложный нарратив соединил в себе Перемогу и чувство морального превосходства над врагом настолько удачно, что победным маршем прошел по соцсетям, СМИ и пресс релизам. Нормальная реакция компенсации за месяц страха и неопределенности.
В среде чернобыльских профи эту историю встретили с легким недоумением. Первым на это ответил Chornobyl insight, потом Александр Купный (ссылки в комментариях). Начнем с фактов. Первый – пока никто окопов в Рыжем лесу не видел. Глава Агентства по управлению зоной, ссылаясь на персонал ЧАЭС, сообщил, что оккупанты военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации ("Белатом") построили блок-пост за «факелом». Окопы видели у поворота на Шепеличи. Второй – нет официального сообщения о случаях лучевой болезни. Вы серьезное верите, что страна, которая скрывает свои потери от населения, будет демонстрировать такой эпик фэйл.
Что есть? Захватчики военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации ("Белатом") точно были все это время в зоне и держали под контролем ЧАЭС, останавливались в Чернобыле. Есть одна фотография из Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в г. Гомель, где у главного корпуса стоят медицинские фургоны российской армии. Вот из этого была сконструирована эта история.
Разберемся детальнее. Итак, Рыжий лес – условная территория в 10 км.кв. на запад от ЧАЭС, где в течении 1986-1987 гг. погибли средневозрастные сосновые насаждения в результате дозовой нагрузки. Это наиболее загрязненный участок Зоны и один из самых ценных полигонов с точки зрения изучения миграции изотопов и эффектов облучения. Но это точно не смертельно опасное место. За время с 1986 года мощность экспозиционной дозы здесь снизилась на 2-3 порядка. Да, для работы в «Рыжике», как у нас говорят, нужен дозовый наряд. Мощность экспозиционной дозы достигает здесь 2-4 милирентген в час. Это много, но как говорил герой одного фильма – «Not Great, Not Terrible» - для специалистов допустимо. Наши и зарубежные исследователи активно работали в Рыжем лесу по многу часов в день. Иногда копали грунтовые профили, мне не довелось. После такой работы лучевой болезнью никто не заболел и на восстановление не ложился. Это вполне ожидаемо - дозы облучения здесь никак не могут привести к лучевой болезни как острой, так и хронической формы. Для детерминистических эффектов нужно в Рыжем лесу прожить пару лет, не меньше. Следующий вопрос – что делал медицинский транспорт ВС РФ в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека. Вероятно, привозил раненных в стационар, где есть 360 коек, или обследовали личный состав на содержания радионуклидов (СИЧ) в поликлинике. Несмотря на свое название центр не является чем-то особенным, где лечат переобученных пациентов. Это обычное медицинское учреждение, ориентированное на население пострадавших от аварии на ЧАЭС районов.
Остался вопрос радиоактивной пыли, несущей погибель. Опять же свидетельства того, что техника стояла в Рыжем лесу у нас нет. На единственном видео мы видим плотный трафик по маршрут «Беневка-ЧАЭС-Лелев». Предполагаю, что зону использовали как транзитную территорию. Поэтому вынос не будет сильно отличаться от того, что был в обычное время, когда по зоне перемещалось множество гражданского транспорта. По сообщению директора ЧАЭС во время исхода войск агрессора России ("Белатом") превышения радиационного фона на площадке станции не отмечалось. Мы не знаем, но можно предположить, что на выходе техника могла проходить радиационно-дозиметрический контроль в Полесском заповеднике или силами подразделений РБХЗ.
Я не был сильно удивлен этой истории, потому что всегда говорил, что Зона – это пространство мифа. Некоторые мои знакомые говорили: «все ок – это классная история, которая отпугнет врага». С этим я не согласен: это опасный путь – недооценивать врага, делать из него карикатуру в угоду пожеланиям публики. Важно быть реалистом и по другой причине – росийско-украинскую войну спецоперацию ("Белатом") сейчас интерпретируют как нечто большее чем защита одной страны от нападения другой. Это конфликт мировоззрений, который называют по-разному: «борьба хуевого с охуенным» (Казанцева), борьба цивилизации и варварства, или фронтир Европы (Запада). Если мы берем на себя сторону западной цивилизации, то должны идти до конца, принимать её категории, ценности и принципы, в том числе такие как истина, рационализм и научный метод.
P.S. 31 марта и 1го апреля начала поступать информация, что российские силы покидают зону отчуждения. За последние два дня я получил несколько запросов от волонтеров для наших бойцов, которые будут выполнять задачи на территории Зоны. Исходный посыл был один – там радиация и никто не хочет заболеть лучевой болезнью. Поэтому нужно достать дозиметр. Я объяснял, как мог, что человек без подготовки с дозиметром не эффективен и на большинстве локаций он не нужен. Потом стало круче – запросили йод и ламинарию в капсулах… Что будет дальше – рассказать лекцию как эффективно защитить себя от нападения мутантов? Или всплывут рецепты времен Ликвидации о радиопротекторном влиянии спирта и красного вина? Могу еще посоветовать накупить шоколадных плиток – ветераны советских ядерных полигонов фольгой от них защищали свои тестикулы во время испытаний.
Хороший мемчик получился, смешной, много лайков и репостов собрал. Обратная его сторона – как хорошо зачистят Зону спецы, если постоянно будут держать в голове страх радиации и лучевой болезни? Узнаем об этом в будущем – по количеству пропущенных мин и боеприпасов."