Белорусская АЭС - "здесь раньше вставала земля на дыбы"

В 1939 году западные белорусские земли вместо "Kresy Wschodnie", "Крэсы усходни" стали обратно белорусскими– граница отодвинулась на Запад и на возвращённых землях стала создаваться военная инфраструктура, в том числе и аэродромы.

Аэродром в Михалишках являлся одним из трёх аэродромов Поставской военно-авиационной школы пилотов-бомбардировщиков, сформированной летом 1940 года. Основной аэродром находился при школе в Поставах, а полевые в Михалишках и, предположительно, где-то вблизи Воропаева (по другим сведениям в Кобыльнике, на бывшем полевом аэродроме Польских ВВС). Начальником авиашколы был назначен полковник ВВС В.А.Тимофеев. Преподавателями служили летчики - М.С.Савицкий, В.М.Резаев, А.Д.Перелет, В.В.Елиферов, А.Я.Якимов, Я.Н.Шашлов, 3.П.Медведев, В.Н.Дмитриев и другие.

Все аэродромы и обслуживающие их подразделения входили в состав 32-й и 100-й авиабаз 13-го района авиационного базирования. В Поставах на 30 мая 1941 г. значатся управление 32-й авиабазы, 132-я ОРС управления и 137-й БАО. Аэродром в Михалишках обслуживал 146-й батальон аэродромного обслуживания, принадлежавший 100-й авиабазе. Неподалеку строился ещё один.

Школа состояла из двух отрядов. 1-й отряд был сформирован из солдат срочной службы, призванных в армию из разных областей страны. 2-й отряд был сформирован из выпускников Дзержинского и Таганского аэроклубов Москвы и по своему образовательному уровню был выше, чем 1-й отряд, так как состоял из выпускников 10-х классов школ, техникумов и студентов 1 и 2 курсов ВУЗов Москвы.

На сайте Авиаторы Второй мировой о тех событиях написано:

"Поначалу много времени тратилось на обеспечение жильём, питанием и дровами. Учёба была на первых порах чуть ли не второстепенной. Курсанты школы несли караульную службу, охраняя стоянку самолетов, бензохранилище, продовольственные и вещевые склады, мастерские, здания казарм и дома начальствующего состава. В программе занятий были также строевая и стрелковая подготовка. Тем не менее, за зиму прошли теорию, матчасть Р-5 и СБ. В мае 1941 теоретические занятия были прекращены, и оба отряда занялись только полётной практикой, для чего перебазировались из зимних казарм в летние палаточные лагеря близ селения Михалишки, где находился основной аэродром, отстоящий от железнодорожной станции Поставы на 60 км. К 22 июня 1941 г. курсанты практически закончили программу на Р-5.

Рано утром 22 июня 1941 г. полковник Тимофеев по телефону принял доклад начальника шаба школы Заболко-Никольского о том, что "по некоторым признакам Округ объявил учебную тревогу". В штабе выяснилось, что дежурный по школе неизвестно от кого принял сигнал тревоги. Попытка связаться с Минском оказалась неудачной и ситуация по-прежнему оставалась неясной. В это время в Поставы вошла колонна армейских грузовиков, которую возглавлял зам. командира 12-й бад И.В.Крупский. Он потребовал выдать ему боеприпасы, которые хранились на гарнизонных складах. Несмотря на отсутствие необходимых документов, Тимофеев, исполнявший обязанности начальника Поставского гарнизона, распорядился вскрыть склады и выдать Крупскому. Именно от Крупского Тимофеев узнал о начале войны. Тем не менее, он не отдал приказа о маскировке и рассредоточении самолетов, что вскоре привело к многочисленным жертвам среди личного состава и потерям матчасти.

После полудня 22 июня по гражданской связи на имя начальника школы пришла телеграмма от заместителя командующего ВВС округа А.И.Таюрского: "Учебные полёты продолжать. Фашистскую провокацию в расчёт не принимать". Чуть позже Таюрский сумел дозвониться до Постав и устно подтвердил свой нелепый приказ. А в это время немецкие самолёты бомбили аэродром школы в Михалишках. По окончании налёта оттуда дозвонился командир эскадрильи майор Берзинь и доложил, что аэродром атакован двумя эскадрильями немецких бомбардировщиков, есть потери среди личного состава и матчасти.

22 июня 1941 г. все курсанты с утра были на аэродроме. В 11 часов оснащали самолёты вооружением, крепили бомбодержатели, завершали ремонтные работы, заправляли баки бензином, маслом, водой. Всего на самолетной стоянке находилось около 50 самолетов У-2, Р-5 и СБ.

=_3

У-2 (По-2). Фото: airpages.ru

=_2

Р-5. Фото: ru.wikipedia.org

=

СБ (Скоростной бомбардировщик) - АНТ-40. Рисунок: topwar.ru.

Они стояли двумя рядами, как обычно в мирное время. Около самолётов работали два отряда курсантов (около 200 человек), а также инструкторский и технический состав (около 100 человек). В 17 часов услышали гул моторов. Все повернули головы в сторону гула и увидели девятку двухмоторных самолётов, летевших на высоте около 1000 метров. Так как никаких сигналов воздушной тревоги не было, все решили, что это возвращаются наши бомбардировщики после налёта на немцев. Но это была группа Ю-88. За первой девяткой следовала вторая, а за ней шестёрка самолётов. Немцы закончили бомбометание, начали разворот, и в это время хвостовые стрелки стали обстреливать людей из пулемётов. Развернулись и ушли восвояси. На земле горело 20-25 самолётов, остальные были уничтожены или повреждены. Позже только один СБ и один У-2 смогли взлететь. Повсюду трупы людей, крики, стоны раненных. Все курсанты и техники, оставшиеся невредимыми, стали вытаскивать раненых из-под горящих самолётов, которые периодически взрывались.

Поступил приказ складывать отдельно мёртвых, отдельно раненых. Подъехали несколько грузовиков. В них погрузили раненых. В качестве сопровождающих сели курсанты и офицеры. По воспоминаниям очевидцев, с кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Машины уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай. Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших осталась не известна. В тот день погибло около полусотни курсантов и более ста авиационных техников. Уцелевшие похоронили их там, где располагался лагерь - в поле, в воронке от снаряда.

Вечером, оставшиеся, около 80 человек курсантов, техников и офицеров, двинулись в путь к своим казармам, находившимся отаэродрома около 60 км. "

В издании "Островецкая правда" опубликованы в 2015 году воспоминания очевидца тех событий, проживающего в Польше Казимира Равдановича:

"Мне тогда было 8 лет и 5 месяцев. От подворанского леса до пастбища у маркунской дороги у нас был свой лесок. 22 июня 1941 года отец проводил там очистку деревьев, а я ему помогал. Вдруг где-то около пяти часов вечера мы услышали тяжелый гул самолётов. Их было много: отец насчитал 24, а я – 23. Они летели в три ряда. Затем послышались сильные взрывы, поднялся черный дым. Интересно, что на самолётах были видны красные звезды. Вскоре от аэродрома показались машины, на которых везли раненых. Я видел, как из кузовов капала кровь. От двух медицинских сестёр мы узнали, что началась война с Германией. А затем в сторону Постав потянулись автомашины и повозки-фурманки: уцелевшие лётчики уходили на восток."

По информации издания, в результате налета 24 немецких бомбардировщиков «Юнкерс-88» было уничтожено 37 самолетов типа СБ и Р-5. Уцелело только три. Погибли 64 летчика-курсанта Поставской авиационной школы и около ста авиационных техников. Немецкие самолеты имели на крыльях красные звезды в целях маскировки.

Уцелевшие служащие Поставской авиашколы перебрались в Оршу, потом в Москву, оттуда в Чкалов (Оренбург), где из остатков нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа пилотов.

В 2005 году, к 60-летнему юбилею Победы, в агрогородке Михалишки около здания сельсовета был установлен памятный знак в виде валуна с высеченной эмблемой ВВС СССР и надписью: "У памяць аб курсантах, лётчыках і тэхніках Пастаўскай авіяцыённай школы загінуўшых на Міхалішкаўскім аэрадроме 22 чэрвеня 1941 года" (На русском: "В память о курсантах, летчиках и техниках Поставской авиационной школы, погибших на Михалишковском аэродроме 22 июня 1941 года.") Автор памятника – скульптор из Лиды Ричард Груша.

_16

Фото: "Белатом".

_17

Фото: "Белатом".

Но, памятник установлен не на месте аэродрома и не на месте захоронения погибших курсантов и техников.

В попытке узнать точное местоположение аэродрома и точное место захоронения погибших на нём, обращаюсь в "Островецкий историко-этнографический музей", который разместился в новом здании культурного центра в Островце.

Музей разочаровал – большая часть помещения отведена под коммерческую выставку не имеющей отношения к Островетчине, а по историко-этнографической теме экспозиция там весьма бедная. Детальной информацией по аэродрому Михалишки там не владеют.

_01

Часть экспозиции "Островецкого историко-этнографического музея". Фото: "Белатом"

file

 Предметы экспозиции "Островецкого историко-этнографического музея". Фото: "Белатом".

За информацией о аэродроме направляюсь в Михалишки – агрогородок на берегу Вилии, известный красивым костёлом постройки 17 века. От Михалишек до БелАЭС - 6 километров по прямой. В Михалишках в средней школе давно существует свой музей.

_10

Михалишки. На горизонте видна БелАЭС. Фото: "Белатом".

аэродром_15

Средняя школа в Михалишках. Фото: "Белатом".

Директором этой школы, и по совместительству учителем истории, с 1996 по 2008 год был Эдуард Иванович Свирид – теперешний директор Информационного центра БелАЭС. А до 1996 года в той школе работал директором его отец, Иван Владимирович Свирид.

аэродром===

Экспозиция школьного музея в Михалишках оказалась намного богаче, чем в музее Островца. Директор школы Виктор Казимирович Казак пояснил, что даже та экспозиция, которая есть в Островце – это из предметов их школьного музея. В школьном музее значительное место занимает тема военного аэродрома. Но, к сожалению, и там нет информации о месте захоронения погибших при авианалёте 22 июня 1941 года и даже не сохранилось карт с точным указанием местоположения аэродрома - смогли пояснить только примерное его расположение.

_05

Школьный музей в Михалишках. Фото: "Белатом".

_02

Школьный музей в Михалишках. Фото: "Белатом".

_04

Школьный музей в Михалишках. Фото: "Белатом".

_12

Школьный музей в Михалишках. Фото: "Белатом".

_11

Школьный музей в Михалишках. Фото: "Белатом".

аэродром_03

Директор средней школы в Михалишках Виктор Казак. Фото: "Белатом".

За то Виктор Казак дал контакт местной жительницы Анны Ивановны Гаврилович, которая работала раньше в школе учителем математики, и имеет больше владеет информацией о аэродроме.

Анна Ивановна рассказала, что она родом из деревни Шульники, которая находится в нескольких сотнях метров от Белорусской АЭС, помнит примерное место аэродрома и любезно готова показать его.

По дороге Анна Ивановна рассказывает, что по информации её родителей, аэродром раньше примыкал к Шульникам с другой стороны от БелАЭС – в направлении Михалишек и располагался на территории до деревни Ляговцы. Протяжённость аэродрома была около 3 километров.

_21

Деревня Шульники. Фото: "Белатом".

_06

Деревня Шульники. Фото: "Белатом".

аэродром_07

Анна Гаврилович. Фото: "Белатом".

В 2008 году эта территория рассматривалась как возможное место строительства АЭС.

_09

Площадка №2 находится на месте аэродрома. Иллюстрация "Белатом", 2008 г.

_19

Вид на местность, где находился аэродром. Фото: "Белатом".

Когда аэродром разбомбили, отец Анни Ивановны собрал документы погибших, сохранил их в войну, а затем передал местному милиционеру по фамилии Тионель. После милиционера обвинили в том, что он был немецкий шпион. Дальнейшая судьба милиционера и документов, хранящихся у него, неизвестна.

После войны, примерно с 1955-1956 года какое-то время территория аэродрома в Михалишках использовалась как сельскохозяйственный аэродром, откуда Ан-2 обрабатывали поля. Тогда ещё было можно разглядеть две братские могилы погибших. Потом аэродром ликвидировали, частично на его месте вырос лес, скрыв братские могилы.

Спрашиваю, путались ли после войны перезахоронить погибших?

- Нет, не пытались. Тогда как-то не обращали внимание на это, - поясняет учительница.

Когда она стала в 1993 году работать в школе в Михалишках, то, вместе с учениками хотела привести эти захоронения в порядок, и уже тогда не смогла их обнаружить.

Стоя на лесной дороге недалеко от Шульников, Анна Ивановна показывает на хмызняк, где, по её мнению, могут быть захоронения – более точно она указать не может. Точное место захоронения мог бы показать её родственник из Шульников, но, как это часто случается, он умер несколько лет назад.

_08

Возможно, в этом хмызняке похоронены погибшие на аэродроме Михалишки. Фото: "Белатом".

_20

Место аэродрома. Фото: "Белатом".

Несколько лет назад группа поисковиков-энтузиастов планировала предпринять поиск этих захоронений. Работа не простая – необходимо детально исследовать местность, выкопать множество шурфов. По независящим от поисковиков причинам, работы были отложены. Но, от намерений найти захоронения погибших при налёте на аэродром Михалишки и благоустроить их, поисковики не отказываются.

2022-05-09 07:07:18
Все материалы рубрики БелАЭС