Не "Теслой" единой

_79

Фото: "Белатом".

 17 июня в Минске на площадке перед Национальной библиотекой прошёл ставший ежегодным День электротранспорта. Организаторами мероприятия стали Министерство энергетики совместно с Китайско-белорусским индустриальным парком "Великий камень" при содействии Мингорисполкома.

В мероприятии приняло участие более 20 компаний, в числе которых "БКМ Холдинг", МАЗ, "Амкодор", "Белоруснефть", Национальная академия наук Беларуси, Мотовелозавод, "БЕЛДЖИ", компании Green cars, Tesla cars, Electro car, MultiMotors, Sidus Auto и другие. Событие прошло в стандартном для выставок формате – на площадке перед библиотекой были выставлены достижения в области электротранспорта Беларуси, Китая, США и других стран.

На открытии Дня, Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич рассказал, что сегодня в Беларуси действуют 680 зарядных станций. Количество электромобилей, зарегистрированных в нашей стране, также увеличивается с каждым годом. По самым свежим данным, на сегодня их около 10 тыс. За 2021 г. их число выросло более чем вдвое. По дорогам Беларуси курсируют более 100 электробусов. Соответственно, в Беларуси растет и потребление электроэнергии. За 2021 г. для зарядки автомобилей разных типов израсходовано 10 млн. кВт·ч. Это в 1,4 раза выше, чем в 2020 г., причем динамика роста сохраняется и сегодня.

_12

Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич. Фото: "Белатом".

file_1

Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич Фото: "Белатом".

 Заместитель председателя Президиума НАН Беларуси академик Сергей Чижик пояснил: " Та техника, которую мы сегодня представляем, близка к 100% локализации. Освоены в стране производства электродвигателей разных параметров для различных видов транспорта, производство управляющей электроники. Конечно, важнейший вопрос - накопитель энергии. Что касается сборки аккумуляторов - это не проблема, сегодня предприятия страны могут вести такую сборку, но мы ведем также поиск и новых материалов. Большие надежды связываем с "Росатомом". Мы будем работать по освоению накопителя энергии. Они закладывают серьезные производства. Будем участвовать, вносить вклад. Есть у нас и козыри - утилизация литийионных батарей и электромагнитная защита".

_13

Заместитель председателя Президиума НАН Беларуси академик Сергей Чижик. Фото "Белатом". 

По традиции в выставке принимали участие, как разработчики и производители отечественного электротранспорта, так и продавцы импортного.

В Беларуси ведущим разработчиком электротранспорта является Национальная академия наук (НАН). По традиции "академики" берут уже готовый автомобиль с ДВС, и "лёгким движением руки" превращают его в "электричку".

Именно так был создан "Академик Электро" (Academic Electro) – одлалённо напоминающий Suzuki Jimny. "Академик Электро" впервые был представлен в 2021 году. Белорусские академики взяли за основу не пошедшего в серию российский автомобиль "Мишка" дополнили деталями от Geely и Lada.  Установили в автомобиле разработанные в НАН электромотор и батарею. Аккумуляторные ячейки в батарее сделаны в Китае – в Беларуси их не производят.

В итоге получился электрический пикап. Его - длина – 3.7 метра, ширина – 1.7 метра, высота – 1.6 метра. Экипаж мини-пикапа - два человека, а грузоподъемность составляет всего 350 кг. Мощность - 80 лошадиных сил, Максимальная скорость - 110 км/час. Li-ion аккумулятор емкостью 20 кВт*ч позволяет проехать до 150 км по циклу NEDC на одной зарядке, а сама зарядка продолжается около 2 часов. В производство электромобиль Academic Electro не пойдет, потому что это всего лишь прототип, на котором "обкатываются" разработки НАН.

_24

Фото "Белатом".  

Примерно так же создан в 2020-2021 годах белорусский электрический минивэн. За основу взяли китайский Joylong, куда установили белорусский электродвигатель и батарею белорусской разработки. Белорусский минивэн имеет двигатель номинальной мощностью 80 кВт, батарею ёмкостью 75 кВтч, что позволяет проехать до 300 км с максимальной скоростью 130 кмч. Стоимость электроминивэна – приблизительно 50 000 $. Судя по запачканности салона, этим минивэном активно пользуются.

_26

Фото "Белатом". 

_30

Фото "Белатом". 

_29

Фото "Белатом". 

 Кроме автомобилей, белорусские академики показали электроскутер собственной разработки.

_32

Фото "Белатом". 

Электро_33

Фото "Белатом". 

 На отдельном стенде можно было увидеть белорусское "сердце" для "электричек" – электромотор разработки НАН, выпущенный в Могилёве на заводе "Могилевлифтмаш".

_46

Фото "Белатом".  

 Символ белорусского автомобилестроения МАЗ показал развозной электрогрузовик МАЗ-4381Е0, созданный на основе классического МАЗ-4381C0 "Корнет". По словам Главного конструктора – начальника управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники МАЗа, Андрея Савчица, электрический МАЗ в 2 раза дороже своего дизельного предка, но, за два года эксплуатации эта разница в цене окупается. МАЗ-4381Е0 имеет грузоподъёмность 3890 кг, запас хода – 200 км и стандартную для таких автомобилей скорость 85 кмч. Быстрая зарядка – 3 часа, медленная – 12 часов.

file

Фото: "МАЗ"

_36

Андрей Савчиц. Фото "Белатом". 

_38

Фото "Белатом". 

_39

 Фото "Белатом".  

"БКМ Холдинг" (новое название "Белкоммунмаша") представил электробус с названием из княжеской серии "Ольгерд" E3210E. Модель впервые была представлена осенью 2021 года. Это первый электробус "БКМ Холдинг" не на суперконденсаторах, а с классическим аккумулятором.

Если суперконденсаторы позволяют ездить только на расстояния городских маршрутов, и их необходимо заряжать на конечных станциях городских маршрутов за 8-10 минут, то достоинством классического аккумулятора, кроме возможности электробуса преодолевать значительные расстояния, является возможность полной зарядки в ночное время по льготному тарифу.

Электробус E3210E оснащен литий-ионными аккумуляторными батареями типа Li-NMC (литий-никель-марганец-кобальтовые), которые размещены в заднем свесе и отделены от салона глухой вертикальной перегородкой. Мощность каждого из двух двигателей – 120кВт. Ёмкость батарей составляет 290 кВтч. Тип зарядки – CCS2 COMBO. Время зарядки – 3 часа. Вместо запаса хода от полной зарядки, в BKM Holding называют суточный пробег – 300 км.

Поскольку E3210E из "княжеской" серии "Ольгерд", интересно, как воспримут. такое название электробуса в России и в Украине, поскольку литовский Князь Ольгерд активно воевал в Черниговских, Брянских и Московских землях и даже поучаствовал в осаде Москвы, но, не добился там успеха?

_42

Фото "Белатом". 

Электро_43

Фото "Белатом". 

Электро_80

 Фото "Белатом". 

 "Амкадор" показал два небольших электропогрузчика, которые из-за обилия рычагов, за которые можно было подёргать, пользовались наибольшим успехом у маленьких детей.

_81

Фото "Белатом". 

_82

Фото: "Белатом". 

На мероприятии для всеобщего доступа было представлено электрическое творение минского Мотовелозавода не имеющее собственного имени, но, с надписью на "М1нск" на "морде". Официально это творение именуется квадрициклом. Не путайте – квадроцикл – это мотовездеход, а квадрицикл – как правило, небольшой автомобиль для города. Поскольку скорость "М1нска" 60 км/ч., -по загородным дорогам общего пользования ездить на нём неудобно. Такая скорость достигается мотором мощностью 4 кВт (5,4 лошадиных силы). Для сравнения – в "Tesla" двигатели от 285 кВт (382 л.с.) до 1020/750 (л.c./кВт).  В "М1нске" литий-ионная батарея на 8 кВт·ч, позволяет проехать не более 120-150 км на одном заряде. Доступна только медленная зарядка, заряжающая батарею на 100%, понадобится 6—8 часов. В настоящее время в "М1нске" белорусских деталей нет вообще – это китайский машинокомплект, собранный на минском Мотовелозаводе. Даже колёса 12-го радиуса из Китая, хотя, по визуальной оценке, туда должна подойти "Белшина" 13-го радиуса – меньшие там не выпускают.

_01

 Фото: "Белатом".

Электро_08

Фото: "Белатом".

 Открывая дверь китайского-белорусского "М1нска", сразу понимаешь, что это "китай" в худшем его проявлении. Вместо "квадрицикла" хочется именовать это творение "кибиткой" в значении "крытая телега", куда для придания сходства с дорогими автомобилями, поставили шайбу, напоминающую i-Drive BMW и ЖКИ-монитор, отдалённо подобный тем, что в Tesla. Дополнили это огромной красной кнопкой с текстом на китайском языке. В фильмах обычно на такие кнопки нажимают в критические моменты, подводя мир к катастрофе, или наоборот, спасая его.

Электро_54

 Лицо Министра энергетики Беларуси при виде квадрицикла "М1нск". Фото: "Белатом".

_03

Фото: "Белатом".

_04

Фото: "Белатом".

_05

 Фото: "Белатом".

Спинка зднего сидения при открытой двери багажника выпивает за пределы кузова. 

_07 Спинка заднего сидения выпирает за габариты кузова. Фото: "Белатом".

 При росте 1 м 78см на переднем сиденье можно сидеть, если оно отодвинуто максимально назад. Заявленные 4 места – это очень условно. Примерно, как в двухместный "смарт" установить задние сидения. Четыре взрослых белоруса среднего роста и комплекции в "М1нск" не поместятся. Если дворе взрослых будут сидеть впереди, то сзади хватит места только двум детям 5-ти летнего возраста. А в багажник ещё останется место для нетолстой папки с бумагами. 

_56

Обратите внимание на расстояние от спинки заднего сидения, до спинок переднего. Фото: "Белатом".

 Цена электрического "М1нска" - 9900$ с условием возврата 20% спустя год эксплуатации. Если, конечно, выдержит год эксплуатации. На Мотовелозаводе считают, что электрический "М1нск" будут приобретать службы доставки, курьеров.

 В Беларуси примерно за такую же цену можно приобрести собираемый в Гродно из китайских комплектующих квадрицикл Sidus A01 — полную копию китайского Lichi A01, выпускаемого с 2013 года компанией Shandong Li Chi new energy vehicles Co., Ltd. В Беларуси Sidus A01 —Lichi A01 выпускается с 2021 года, и он так же был представлен на Дне электротранспорта. В Китае комплект для сборки Lichi A01 обойдётся примерно в 7000 $ из которых 30% вернёт государство в качестве дотации на электромобиль – итоговая цена в Китае будет примерно 5000 $.

 Но, Беларусь – не Китай. В Беларуси Sidus A01 —Lichi A01 стоит 10 000 $. Такую разницу в цене представитель Sidus объясняет работой по сертификации в соответствии с техническими требованиями стран Таможенного союза, которые отличаются от китайских.

В сравнении "М1нск" с Sidus A01, достоинством "М1нска" будет большая вместимость – 2 взрослых+2 ребёнка или 2 взрослых + небольшой багажник. В Sidus A01 из достоинств – более привлекательный дизайн, но, багажник в нём в виде небольшого пластикового ящика. По максимальной скорости, запасу хода - "М1нск" и Sidus A01 примерно схожи. Представитель Sidus рассказал, что российский "Аэрофлот" заказал 200 Sidus A01 в качестве аэродромного транспорта.

_17

 Фото: "Белатом".

 Кроме квардицикла "М1нск", созданного на минском Мотовелозаводе, были представлены электровелосипеды  марки "Аист", созданные на том же предприятии. В настоящее время некогда единый ММВЗ (Минский мотовелозавод) разделён на несколько разных производств-юридических, в которых может разобраться только специалист.

_50

Фото: "Белатом".

_21

Фото: "Белатом".

_22

Фото: "Белатом".

_23

Фото: "Белатом".

Особого уважения заслуживают представленные самодельные электровелосипеды и электромотоциклы. В Беларуси имеются мастера, готовые на заказ сделать любой велосипед, скутер или мотоцикл электрическим, поставив туда любой электродвигатель и любую батарею в зависимости от пожеланий заказчика.

_91

Фото: "Белатом".

Электро_92

Фото: "Белатом".

_90

Фото: "Белатом".

Электро_94

Фото: "Белатом".

Помимо производителей, в выставке принимали участие торговцы электромобилями и фирмы по их прокату. У них преобладают китайские модели. Заметно, что почти все "китайцы" стараются подражать "Тесле" в части выдвижных дверных ручек и большого ЖКИ-монитора.

_67

Фото: "Белатом".

_64

Китайская "тесла". Фото: "Белатом".

_68

Ещё китайская "тесла". Фото: "Белатом"

_76

И ещё китайская "тесла". Фото: "Белатом"

_77

Фото: "Белатом"

_78

Фото: "Белатом"

В целом, по итогам Дня можно понять ситуацию с электротранспортом в Беларуси. Национальная академия наук создаёт свои образцы электродвигателей, батарей. Электродвигатели выпускаются на "Могилёвлифтмаше", батареи собираются из китайских комплектующих. Всё это может применяться на белорусских электробусах и электрогрузовиках.

С легковым электротранспортом – в реальности его производство в Беларуси вряд ли будет организовано в ближайшее - единственный завод легковых автомобилей принадлежит Китаю, и вряд ли там захотят устанавливать на производимые автомобили белорусские электромоторы и батареи. Нишу легковых электромобилей успешно заполнили импортёры. 

_71

Фото: "Белатом"

_70

Китайский француз? Фото: "Белатом"

_84

Фото: "Белатом"

_87

Министр энергетики и "Тесла". Фото: "Белатом"

Квадрициклы белорусской сборки за 9000-1000 $ вряд ли будет кто приобретать за исключением крупных компаний для специфической работы. Гражданам за такую сумму вместо двухместной низкоскоростной кибитки можно приобрести подержанный полноценный автомобиль типа Nissan Leaf, что успешно и делают.

По электровелосипедам – в продаже есть белорусского производства. Но, на дорогах их не видно – люди предпочитают китайские или самоделки.

Мощный толчок в развитии электротранспорта в Беларуси даёт ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС – недостатка в электроэнергии не предвидится.

 

2022-06-21 20:36:21
Все материалы рубрики Новости Беларуси