Фото: "Белатом".
17 июня в Минске на площадке перед Национальной библиотекой прошёл ставший ежегодным День электротранспорта. Организаторами мероприятия стали Министерство энергетики совместно с Китайско-белорусским индустриальным парком "Великий камень" при содействии Мингорисполкома.
В мероприятии приняло участие более 20 компаний, в числе которых "БКМ Холдинг", МАЗ, "Амкодор", "Белоруснефть", Национальная академия наук Беларуси, Мотовелозавод, "БЕЛДЖИ", компании Green cars, Tesla cars, Electro car, MultiMotors, Sidus Auto и другие. Событие прошло в стандартном для выставок формате – на площадке перед библиотекой были выставлены достижения в области электротранспорта Беларуси, Китая, США и других стран.
На открытии Дня, Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич рассказал, что сегодня в Беларуси действуют 680 зарядных станций. Количество электромобилей, зарегистрированных в нашей стране, также увеличивается с каждым годом. По самым свежим данным, на сегодня их около 10 тыс. За 2021 г. их число выросло более чем вдвое. По дорогам Беларуси курсируют более 100 электробусов. Соответственно, в Беларуси растет и потребление электроэнергии. За 2021 г. для зарядки автомобилей разных типов израсходовано 10 млн. кВт·ч. Это в 1,4 раза выше, чем в 2020 г., причем динамика роста сохраняется и сегодня.
Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич. Фото: "Белатом".
Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич Фото: "Белатом".
Заместитель председателя Президиума НАН Беларуси академик Сергей Чижик пояснил: " Та техника, которую мы сегодня представляем, близка к 100% локализации. Освоены в стране производства электродвигателей разных параметров для различных видов транспорта, производство управляющей электроники. Конечно, важнейший вопрос - накопитель энергии. Что касается сборки аккумуляторов - это не проблема, сегодня предприятия страны могут вести такую сборку, но мы ведем также поиск и новых материалов. Большие надежды связываем с "Росатомом". Мы будем работать по освоению накопителя энергии. Они закладывают серьезные производства. Будем участвовать, вносить вклад. Есть у нас и козыри - утилизация литийионных батарей и электромагнитная защита".
Заместитель председателя Президиума НАН Беларуси академик Сергей Чижик. Фото "Белатом".
По традиции в выставке принимали участие, как разработчики и производители отечественного электротранспорта, так и продавцы импортного.
В Беларуси ведущим разработчиком электротранспорта является Национальная академия наук (НАН). По традиции "академики" берут уже готовый автомобиль с ДВС, и "лёгким движением руки" превращают его в "электричку".
Именно так был создан "Академик Электро" (Academic Electro) – одлалённо напоминающий Suzuki Jimny. "Академик Электро" впервые был представлен в 2021 году. Белорусские академики взяли за основу не пошедшего в серию российский автомобиль "Мишка" дополнили деталями от Geely и Lada. Установили в автомобиле разработанные в НАН электромотор и батарею. Аккумуляторные ячейки в батарее сделаны в Китае – в Беларуси их не производят.
В итоге получился электрический пикап. Его - длина – 3.7 метра, ширина – 1.7 метра, высота – 1.6 метра. Экипаж мини-пикапа - два человека, а грузоподъемность составляет всего 350 кг. Мощность - 80 лошадиных сил, Максимальная скорость - 110 км/час. Li-ion аккумулятор емкостью 20 кВт*ч позволяет проехать до 150 км по циклу NEDC на одной зарядке, а сама зарядка продолжается около 2 часов. В производство электромобиль Academic Electro не пойдет, потому что это всего лишь прототип, на котором "обкатываются" разработки НАН.
Фото "Белатом".
Примерно так же создан в 2020-2021 годах белорусский электрический минивэн. За основу взяли китайский Joylong, куда установили белорусский электродвигатель и батарею белорусской разработки. Белорусский минивэн имеет двигатель номинальной мощностью 80 кВт, батарею ёмкостью 75 кВтч, что позволяет проехать до 300 км с максимальной скоростью 130 кмч. Стоимость электроминивэна – приблизительно 50 000 $. Судя по запачканности салона, этим минивэном активно пользуются.
Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
Кроме автомобилей, белорусские академики показали электроскутер собственной разработки.
Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
На отдельном стенде можно было увидеть белорусское "сердце" для "электричек" – электромотор разработки НАН, выпущенный в Могилёве на заводе "Могилевлифтмаш".
Фото "Белатом".
Символ белорусского автомобилестроения МАЗ показал развозной электрогрузовик МАЗ-4381Е0, созданный на основе классического МАЗ-4381C0 "Корнет". По словам Главного конструктора – начальника управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники МАЗа, Андрея Савчица, электрический МАЗ в 2 раза дороже своего дизельного предка, но, за два года эксплуатации эта разница в цене окупается. МАЗ-4381Е0 имеет грузоподъёмность 3890 кг, запас хода – 200 км и стандартную для таких автомобилей скорость 85 кмч. Быстрая зарядка – 3 часа, медленная – 12 часов.
Фото: "МАЗ"
Андрей Савчиц. Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
"БКМ Холдинг" (новое название "Белкоммунмаша") представил электробус с названием из княжеской серии "Ольгерд" E3210E. Модель впервые была представлена осенью 2021 года. Это первый электробус "БКМ Холдинг" не на суперконденсаторах, а с классическим аккумулятором.
Если суперконденсаторы позволяют ездить только на расстояния городских маршрутов, и их необходимо заряжать на конечных станциях городских маршрутов за 8-10 минут, то достоинством классического аккумулятора, кроме возможности электробуса преодолевать значительные расстояния, является возможность полной зарядки в ночное время по льготному тарифу.
Электробус E3210E оснащен литий-ионными аккумуляторными батареями типа Li-NMC (литий-никель-марганец-кобальтовые), которые размещены в заднем свесе и отделены от салона глухой вертикальной перегородкой. Мощность каждого из двух двигателей – 120кВт. Ёмкость батарей составляет 290 кВтч. Тип зарядки – CCS2 COMBO. Время зарядки – 3 часа. Вместо запаса хода от полной зарядки, в BKM Holding называют суточный пробег – 300 км.
Поскольку E3210E из "княжеской" серии "Ольгерд", интересно, как воспримут. такое название электробуса в России и в Украине, поскольку литовский Князь Ольгерд активно воевал в Черниговских, Брянских и Московских землях и даже поучаствовал в осаде Москвы, но, не добился там успеха?
Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
Фото "Белатом".
"Амкадор" показал два небольших электропогрузчика, которые из-за обилия рычагов, за которые можно было подёргать, пользовались наибольшим успехом у маленьких детей.
Фото "Белатом".
Фото: "Белатом".
На мероприятии для всеобщего доступа было представлено электрическое творение минского Мотовелозавода не имеющее собственного имени, но, с надписью на "М1нск" на "морде". Официально это творение именуется квадрициклом. Не путайте – квадроцикл – это мотовездеход, а квадрицикл – как правило, небольшой автомобиль для города. Поскольку скорость "М1нска" 60 км/ч., -по загородным дорогам общего пользования ездить на нём неудобно. Такая скорость достигается мотором мощностью 4 кВт (5,4 лошадиных силы). Для сравнения – в "Tesla" двигатели от 285 кВт (382 л.с.) до 1020/750 (л.c./кВт). В "М1нске" литий-ионная батарея на 8 кВт·ч, позволяет проехать не более 120-150 км на одном заряде. Доступна только медленная зарядка, заряжающая батарею на 100%, понадобится 6—8 часов. В настоящее время в "М1нске" белорусских деталей нет вообще – это китайский машинокомплект, собранный на минском Мотовелозаводе. Даже колёса 12-го радиуса из Китая, хотя, по визуальной оценке, туда должна подойти "Белшина" 13-го радиуса – меньшие там не выпускают.
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Открывая дверь китайского-белорусского "М1нска", сразу понимаешь, что это "китай" в худшем его проявлении. Вместо "квадрицикла" хочется именовать это творение "кибиткой" в значении "крытая телега", куда для придания сходства с дорогими автомобилями, поставили шайбу, напоминающую i-Drive BMW и ЖКИ-монитор, отдалённо подобный тем, что в Tesla. Дополнили это огромной красной кнопкой с текстом на китайском языке. В фильмах обычно на такие кнопки нажимают в критические моменты, подводя мир к катастрофе, или наоборот, спасая его.
Лицо Министра энергетики Беларуси при виде квадрицикла "М1нск". Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Спинка зднего сидения при открытой двери багажника выпивает за пределы кузова.
Спинка заднего сидения выпирает за габариты кузова. Фото: "Белатом".
При росте 1 м 78см на переднем сиденье можно сидеть, если оно отодвинуто максимально назад. Заявленные 4 места – это очень условно. Примерно, как в двухместный "смарт" установить задние сидения. Четыре взрослых белоруса среднего роста и комплекции в "М1нск" не поместятся. Если дворе взрослых будут сидеть впереди, то сзади хватит места только двум детям 5-ти летнего возраста. А в багажник ещё останется место для нетолстой папки с бумагами.
Обратите внимание на расстояние от спинки заднего сидения, до спинок переднего. Фото: "Белатом".
Цена электрического "М1нска" - 9900$ с условием возврата 20% спустя год эксплуатации. Если, конечно, выдержит год эксплуатации. На Мотовелозаводе считают, что электрический "М1нск" будут приобретать службы доставки, курьеров.
В Беларуси примерно за такую же цену можно приобрести собираемый в Гродно из китайских комплектующих квадрицикл Sidus A01 — полную копию китайского Lichi A01, выпускаемого с 2013 года компанией Shandong Li Chi new energy vehicles Co., Ltd. В Беларуси Sidus A01 —Lichi A01 выпускается с 2021 года, и он так же был представлен на Дне электротранспорта. В Китае комплект для сборки Lichi A01 обойдётся примерно в 7000 $ из которых 30% вернёт государство в качестве дотации на электромобиль – итоговая цена в Китае будет примерно 5000 $.
Но, Беларусь – не Китай. В Беларуси Sidus A01 —Lichi A01 стоит 10 000 $. Такую разницу в цене представитель Sidus объясняет работой по сертификации в соответствии с техническими требованиями стран Таможенного союза, которые отличаются от китайских.
В сравнении "М1нск" с Sidus A01, достоинством "М1нска" будет большая вместимость – 2 взрослых+2 ребёнка или 2 взрослых + небольшой багажник. В Sidus A01 из достоинств – более привлекательный дизайн, но, багажник в нём в виде небольшого пластикового ящика. По максимальной скорости, запасу хода - "М1нск" и Sidus A01 примерно схожи. Представитель Sidus рассказал, что российский "Аэрофлот" заказал 200 Sidus A01 в качестве аэродромного транспорта.
Фото: "Белатом".
Кроме квардицикла "М1нск", созданного на минском Мотовелозаводе, были представлены электровелосипеды марки "Аист", созданные на том же предприятии. В настоящее время некогда единый ММВЗ (Минский мотовелозавод) разделён на несколько разных производств-юридических, в которых может разобраться только специалист.
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Особого уважения заслуживают представленные самодельные электровелосипеды и электромотоциклы. В Беларуси имеются мастера, готовые на заказ сделать любой велосипед, скутер или мотоцикл электрическим, поставив туда любой электродвигатель и любую батарею в зависимости от пожеланий заказчика.
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Фото: "Белатом".
Помимо производителей, в выставке принимали участие торговцы электромобилями и фирмы по их прокату. У них преобладают китайские модели. Заметно, что почти все "китайцы" стараются подражать "Тесле" в части выдвижных дверных ручек и большого ЖКИ-монитора.
Фото: "Белатом".
Китайская "тесла". Фото: "Белатом".
Ещё китайская "тесла". Фото: "Белатом"
И ещё китайская "тесла". Фото: "Белатом"
Фото: "Белатом"
Фото: "Белатом"
В целом, по итогам Дня можно понять ситуацию с электротранспортом в Беларуси. Национальная академия наук создаёт свои образцы электродвигателей, батарей. Электродвигатели выпускаются на "Могилёвлифтмаше", батареи собираются из китайских комплектующих. Всё это может применяться на белорусских электробусах и электрогрузовиках.
С легковым электротранспортом – в реальности его производство в Беларуси вряд ли будет организовано в ближайшее - единственный завод легковых автомобилей принадлежит Китаю, и вряд ли там захотят устанавливать на производимые автомобили белорусские электромоторы и батареи. Нишу легковых электромобилей успешно заполнили импортёры.
Фото: "Белатом"
Китайский француз? Фото: "Белатом"
Фото: "Белатом"
Министр энергетики и "Тесла". Фото: "Белатом"
Квадрициклы белорусской сборки за 9000-1000 $ вряд ли будет кто приобретать за исключением крупных компаний для специфической работы. Гражданам за такую сумму вместо двухместной низкоскоростной кибитки можно приобрести подержанный полноценный автомобиль типа Nissan Leaf, что успешно и делают.
По электровелосипедам – в продаже есть белорусского производства. Но, на дорогах их не видно – люди предпочитают китайские или самоделки.
Мощный толчок в развитии электротранспорта в Беларуси даёт ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС – недостатка в электроэнергии не предвидится.