У человека, родившегося во времена СССР, первая ассоциация, приходящая на ум при слове ВЭФ – радиоприёмники «Спидола», выпускавшиеся на Рижском государственном электротехническом заводе, а попросту на заводе VEF. Конечно, никакой прямой связи между форумом во Владивостоке и советским чудом радиотехники не наблюдается, и расшифровка у слова ВЭФ теперь иная.
Что такое ВЭФ-2019? Это международный форум, проводящийся с 2015 года на острове Русский в километре от городской черты Владивостока. Его цель – стимулировать экономическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также поощрять развитие российского Дальнего Востока.
В нашей соседке России регион Дальнего Востока считается одним из наиболее привлекательных мест для иностранных инвестиций. От их общего объёма на Дальний Восток приходится примерно треть. Есть перспективы дальнейшего роста, так как сегодня доля региона в экономике России составляет только 8%. В будущем она возрастёт. Россияне привыкли мыслить глобально и объявили развитие Дальнего Востока одним из своих приоритетов на весь XXI век.
А что такое Дальний Восток с точки зрения ВЭФ-2019? Территориально регион постоянно расширяется. Недавно в его состав включили Забайкалье и Бурятию. Административно регион можно считать ещё большим, потому что профильное российское министерство Минвостокразвития отвечает также за арктическую зону России. География, которую мы все учили в школах, и реальная жизнь отличается сильно. Представьте себе, что Дальний Восток в России теперь протянулся от Владивостока до Мурманска!
В любом разговоре об Арктике обязательно всплывёт тема Северного морского пути (СМП). А за упоминанием СМП непременно последуют слова о «Росатоме». Российская атомная корпорация, строящая в Белоруссии нашу первую атомную станцию, с недавних пор стала на Севморпути полноправным хозяином.
На ВЭФ-2019 атомщики в обязательном порядке похвастаются своим новым проектом. Рыба! Корпорация «Росатом» взялась за доставку рыбы с Дальнего Востока в Европу и отправила в первый рейс с рыбным грузом свой атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
Рыба – визитная карточка Дальнего Востока. Об этом знает даже рыжая кошка, съевшая и надкусившая в 2014 году в одном из рыбных магазинов Владивостока рыбы и морепродуктов на сумму более 1 тысячи долларов. Добыча тихоокеанских лососей в России в последние годы бьёт все рекорды. В 2018 году россияне выловили 670 тысяч тонн лососей, причём 500 тысяч тонн из них поймали на Камчатке. Рекордные показатели демонстрируют и уловы других пород рыб. Но попробовать эту рыбу удаётся далеко не всем! Проблема заключается в логистике, очень дорого везти рыбу через всю Россию по железной дороге, поэтому чаше всего дальневосточную рыбу съедают в Китае и Японии.
В распоряжении «Росатома» имеется атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», способный самостоятельно преодолевать льды до 1,5 метров толщиной. В пределе он может принимать на борт до 26 тысяч тонн грузов. Если загрузить такое судно рыбой, то её доставка по СМП до европейских городов выйдет быстрее, а главное, дешевле, чем доставка по железной дороге.
29 августа лихтеровоз «Севморпуть» вышел из Петропавловска-Камчатского в тестовый рейс, гружёный рыбой. Для первого раза рыбы взято немного – 204 рефрижераторных контейнера при возможной максимальной загрузке 1300 контейнеров. Впрочем, к рыбе добавлен ещё и попутный груз. Примерно через 18 суток после старта «Севморпуть» доберётся до пункта назначения – морского порта Санкт-Петербурга. По дороге он пройдёт через территориальные воды Дании, подразнив запахом рыбы жителей Евросоюза. Первую партию рыбы, доставленную атомщиками по СМП, съедят россияне. Но как знать, может быть, следующие партии доберутся и до прилавков белорусских магазинов?
О чём ещё, кроме рыбы, специалисты-атомщики будут разговаривать на форуме ВЭФ-2019? Конечно же, об энергетике. Экономическое развитие любого региона невозможно, если в регионе не хватает энергии. Для Дальнего Востока корпорация «Росатом» предлагает плавучие атомные электростанции (на своём сленге атомщики называют их «плавучками»).
Плавучая АЭС "Академик Ломоносов". Фото: rosatom.ru
Первая такая плавучка с двумя реакторами на борту, загруженными ядерным топливом, в начале сентября вошла в море Лаптевых и ускоренным ходом движется в сторону Чукотки, где ей предстоит в ближайшие месяцы приступить к работе, снабжая электричеством и теплом город Певек и Чукотский автономный округ России. Атомщики – люди мобильные и лёгкие на подъём, и нельзя исключить, что в недалёком будущем на новых российских плавучках мы увидим и белорусских специалистов.
Беларусь, не смотря на максимальную удалённость от Владивостока в пределах Союзного государства, имеет с Приморьем весьма крепкие связи.
Это подтверждает визит в Минск в июле этого года губернатора Приморья Олега Кожемяко, для которого это уже четвёртый деловой визит Беларусь и первый в качестве губернатора Приморского края.
Во время пребывания в Беларуси Олег Кожемяко посетил тепличный комбинат, гиганты белорусской промышленности заводы МТЗ (Минский тракторный завод) и МАЗ (Минский автомобильный завод), а так же «Белкоммунмаш», выпускающий электробусы.
Оказалось, что не смотря на близость Японии, Кореи и Китая, в Приморье, как и раньше, пользуются популярностью проверенные временем «Беларусы» и МАЗы. Причём, МАЗы уже не только грузовики, но и автобусы практически всех типов и вместимости – городские, междугородние, школьные.
Посещая тракторный завод, губернатор Олег Кожемяко за рулём протестировал самый мощный трактор, выпускаемый заводом, МТЗ-4522. Управлять огромной машиной легко - коробка-автомат, отличный обзор и проходимость.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко за рулём МТЗ-4522. Фото: МТЗ.
На автозаводе протестировал МАЗ-5440M9 – седельный тягач класса «Евро-6».
МАЗ-5440M9. Фото: maz.by
Губернатор Приморья Олег Кожемяко осматриваетМАЗ-5440M9. Фото: maz.by
«Изюминкой» Белкоммунмаша являются электробусы. Первый белорусский электробус заступил на городской маршрут в конце мая 2017 года. За два года в Минске электробусы стали так же популярны, как автобусы или троллейбусы, потеснив их с многих маршрутов.
Если производимые в России электробусы работают на аккумуляторах, то белорусские электробусы вместо аккумуляторов используют суперконденсаторы. Аккумуляторы позволяют за день проехать около 200 км при времени полной зарядки 6,5 часов – вполне достойный результат. В сравнении с ними пробег электробусов на суперконденсаторах кажется смешным – всего 12 километров (на испытаниях получалось до 20 км). Но, не спешите смеяться – 12 километров – это протяжённость обычного городского маршрута в 2-х миллионном Минске. На конечных пунктах стоят зарядные станции, напоминающие газетные киоски, которые заряжают электробус всего за 5-8 минут. Причём, водителю не надо вручную подсоединять кабель - весь процесс зарядки управляется из кабины: электробус становится под контактнымми полосами зарядной станции, затем с крыши электробуса поднимается пантограф, касаясь контактных полос. В инфраструктуре города устанавливать зарядные станции не является проблемой.
Большие и дорогие аккумуляторы составляют значительную стоимость электробусов. При расчётном сроке службы электробуса в 8 лет дорогостоящие аккумуляторы из-за износа необходимо менять три раза – по затратам это сравнимо с ценой электробуса. Не забудем про затраты на переработку токсичных аккумуляторов. А суперконденсаторы можно не менять 10 и более лет – весь срок службы электробуса.
Показательно, что белорусские электробусы получили признание на родине «Роллс-Ройсов» и «Бентли» - в Британии. Осенью 2017 года на «Белкоммунмаше» побывала делегация из Великобритании во главе с лордом-мэром Ноттингема Майклом Эдвардсом, заинтересовавшись моделью электробуса Vitovt E420 Electro II.
За рулем - региональный директор Департамента экспортного финансирования Великобритании Вомик Шах. Фото: посольство Британии в Беларуси.
За рулем - региональный директор Департамента экспортного финансирования Великобритании Вомик Шах. Фото: посольство Британии в Беларуси.
За полтора года была разработана и выпущена праворульная модификация этого электробуса специально для Британии.
Возникает логичный вопрос, что если «гордые британцы» предпочитают белорусские электробусы, то почему их нет в Приморье?). Остаётся надеяться, что губернатор Олег Кожемяко в кратчайшие сроки исправит это недоразумение.
В заключение немного организационных подробностей. На форуме ВЭФ-2019 будут представлены около 100 различных отраслей народного хозяйства. В пленарном заседании примут участие главы Индии, Монголии, России, Малайзии и Японии. В деловую программу форума войдёт 50 мероприятий. Участников ожидает обширная культурная программа, в рамках которой в Россию впервые привезут шедевр итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из собрания флорентийской галереи Уффици. С 3 по 5 сентября картина будет выставлена на площадке форума, а с 8 сентября все желающие смогут увидеть картину в Приморской государственной картинной галерее. Также запланирована и спортивная программа с бегом, регатой, турнирами по дзюдо и сумо.