Британский атомный комплекс Селлафилд (англ. Sellafield), являющийся крупнейшим атомным объектом в Европе, расположен на побережье Ирландского моря неподалёку от городка Сискейл в графстве Камбрия. В разные годы на комплексе производился оружейный плутоний (с 1950 года), изготавливалось топливо для АЭС, перерабатывалось облучённое ядерное топливо, с 1956 до 1983 года работала АЭС. Ожидается, что объект будет эксплуатироваться по крайней мере до 2130 года.
Комплекс Селлафилд. Фото: prolificnorth.co.uk
В октябре 1957 года в Селлафилде на реакторе по производству плутония произошёл пожар, который привел к радиоактивному выбросу, оцениваемому в 750 ТБк (20 000 Ки). До аварии на Три-Майл-Айленд, авария в Селлафилде считалась самой серьёзной в истории мировой ядерной энергетики.
На Селлафилде работает 11 000 человек, есть собственная железная дорога, сеть автомобильных дорог, а также собственная полиция с более чем 80 собаками. Это официально. А неофициально, кроме людей и собак, в Селлафилде прижились коты. О трудной судьбе этих котов написало британское издание Daily Mail.
Добрые атомщики Селлавидла подкармливали прижившихся на объекте котов, которые там обитали в тепле среди паровых труб. Когда котам сытно и тепло, им остаётся только размножаться, что они успешно и делали. Пенсионер Алан Моссоп, поясняет: "Я проработал там ("Белатом": в Селлафилде) 40 лет, и я знаю, что кошки были там большую часть, если не всё это время".
Когда количество котов на атомном объекте достигло 100 хвостов, руководство Селлафилда предупредило рабочих о недопустимости кормления этих котов и запустило программу массового переселения котов в приюты для животных.
По сообщению RealAtomInfo - телеграмм-канала издания "Атоминфо" (Обнинск, Россия), получил известность случай 2014 года, когда за перевозку кота на такси, администрация Селлафилда заплатила из бюджета предприятия 714 фунтов.
В 2019-2020 годах из Селлафилда вывезли более 70 кошек. Часть кошек приютили сотрудники Селлафилда.
Если белорусские антиядерные активисты с начала строительства Белорусской АЭС как молитву, повторяют "Белорусская АЭС = Чернобыль = Мы все умрём", то, их британские коллеги из организации Radiation Free Lakeland (RAFL) ("Белатом": "Свободный от радиации озёрный край"), которая борется с радиоактивным загрязнением, стали утверждать, что на ядерном объекте коты кушают еду, загрязнённую цезием и стронцием, а значит, какают радиоактивными какашками.
Активисты RAFL заявили, что консультировалась с экспертами и обнаружили, что фекалии кошек содержат обнаруживаемые следы плутония и цезия.
Активистка RAFL Марианна Биркби обозначила это как как "постоянную проблему", заявив, что "кошки, которые в буквальном смысле какают плутонием, попадают в семьи".
Нагнетая страх, активисты RAFL, заявили, администрация Селлафилда якобы поставила под угрозу близлежащую деревню Сискейл, расположенную менее чем в трёх милях от Селлафилда, куда коты, успешно преодолевая периметр охраны объекта, периодически наведываются по своим кошачьим делам, а, следовательно, оставляют в деревне плутониевые какашки.
Жительница этой деревни Фрэнки Стюарт, утверждала, что кошки выглядят "худыми и болезненными", добавив, что: "Если они заражены плутонием, это действительно нехорошо, потому что они приходят в деревню."
Иллюстрация из канала «RT на русском».
Администрация Селлафилда настаивает на том, что кошки были протестированы и не имеют радиоактивных экскрементов.
Пресс-секретарь Селлафилда сказал: "У нас нет оснований полагать, что эти кошки представляют какую-либо опасность для своих новых владельцев, и мы не видели ничего, что подтверждало бы, что есть что-то, вызывающее беспокойство, ни у кошки, ни у её владельца".
В ответе на запрос RAFL, администрация Селлафилда рассказала о тестировании кошек, отправленных в приют: "Мониторинг проводился с помощью детектора излучения LAM12, который является прибором, используемым для определения характеристик радиоактивных отходов. Он имеет низкий порог обнаружения и идеально подходит для выполнения такой формы мониторинга. Клетка с кошкой исследовалась в течение определенного времени, при котором был достигнут низкий пороговый результат…
Находясь на объекте, кошки не могли получить доступ к радиологически контролируемым зонам. До того, как животное покинуло участок, был проведён упорядочивающий мониторинг".
Детектор излучения LAM12.Фото: thermofisher.com
Плутоний очень радиотоксичный элемент. При попадании плутония, излучающего альфа-частицы, в организм, шансов выжить мало.
Наиболее чётко о радиоактивных кошках сказал изданию, бывший работник Селлафилда: "Если бы в организме кошки был плутоний, даже самая маленькая частичка, она бы не ходила, она бы умерла в мгновение ока…Мысль о том, что по сельской местности бродят радиоактивные кошки, — абсолютная чушь."
А что в Беларуси? О том, проживают ли коты на Белорусской АЭС – информации найти не удалось. В белорусском сегменте Чернобыльской зоны, в одном из наиболее загрязнённых плутонием мест, на научной станции Масаны, одно время жил кот Борис, работая там мышеловом.
Кот Борис в Масанах. Фото: "Белатом".
Если учёные в Масанах из-за высокого уровня радиации проживают вахтовым методом, кот Борис жил там постоянно, истребляя местных мышей, и обеспечивая этим сохранность запасов продуктов для учёных. Умер кот Борис он не от радиации – он погиб в схватке с дикими животными. К великому позору, белорусские антиядерные экологические активисты, в отличие от британских, не проявили беспокойства о белорусском коте Борисе и о его какашках.