Фото: Минэнерго Беларуси.
Минэнерго Беларуси сообщает, что на проходящем в Сочи в парке науки и искусства «Сириус» Международном форуме «АТОМЭКСПО-2024» что министр энергетики Виктор Каранкевич в интервью журналистам рассказал о совместных проектах с госкорпорацией «Росатом».
В качестве перспективного направления министр выделил взаимодействие Белорусской организации по обращению с радиоактивными отходами и АО «ТВЭЛ» - управляющей компании топливного дивизиона госкорпорации «Росатом».
В Беларуси планируется к реализации масштабный проект по строительству республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов, первая очередь которого должна быть введена к 2030 году. Во взаимодействии с российскими коллегами будет проводиться работа по созданию и развитию инфраструктуры для захоронения радиоактивных отходов в Беларуси, подготовки персонала, обеспечению эксплуатации и мониторинга этого объекта. «На полях форума «Атомэкспо» стороны подпишут дорожную карту по подготовке и повышению квалификации профильных специалистов для работы в пункте захоронения. На данном этапе нам очень важен опыт российских коллег, и мы, безусловно, будем на него ориентироваться»,- отметил министр.
Интерес для белорусской стороны также представляет сфера аддитивных технологий или 3d-моделирования в металлургии. «В этом направлении первые шаги уже сделаны нашей организацией «Белэнергоремналадка». Совместно с компанией «ТВЭЛ» вырабатываются подходы по высокоточному изготовлению отдельных узлов и деталей для энергетики, - рассказал министр.
- Мы планируем дальнейшее расширение этого направления уже с привлечением промышленных предприятий и на базе их создание центра аддитивных технологий при поддержке «Росатома».
Отдельно Виктор Каранкевич остановился на вопросах развития электротранспорта. В Беларуси приняты комплексные меры для развития легкового, так и городского общественного электротранспорта. Сформирована разветвленная сеть зарядных станций – всего их более 1 тыс. В 2023 году объем потребления ими электроэнергии вырос на 27 %. Положительная динамика сохраняется и в текущем году.
Особое внимание в Беларуси уделяется созданию собственной компонентной базы для электротранспорта. По отдельным направлениям белорусские специалисты работают совместно с российскими коллегами. Так, российские литий-ионные аккумуляторные батареи используются в белорусских электробусах. К слову, в двух городах Беларуси – Жодино и Шклове – реализуются пилотные проекты по полному переводу городского общественного транспорта на электрический.