"ENERGY EXPO-2024" и преспективы создания в республике накопительной площадки для промежуточного хранения ОЯТ БелАЭС

2024_26

Фото: "Белатом".

 Как обычно, в Минске в октябре прошло самое важное ежегодное "энергетическое" событие - специализированная выставка "Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро" –"ENERGY EXPO". Если в прошлом году "ENERGY EXPO" проходила 17-20 октября, то, в этом году - с 15 по 18 октября. Как и в предыдущие годы, мероприятие проходилов комплексе Футбольного манежа в Минске на проспекте Победителей 20/2. 

Регламент проведения "ENERGY EXPO" продуман до мелочей. Как обычно – приветственные слова высокопоставленных гостей, перерезание ленточки, подход к прессе, осмотр выоскими гостями экспозиции. Но, если на прошлой "ENERGY EXPO" Виктор Каранкевич выступал в должности министра энергетики, то, сейчас он выступил, будучи заместителем премьер-министра.

2024_11

Фото: "Белатом".

2024_12

Фото: "Белатом".

2024_13

А для его преемника Алексея Кушнаренко, который стал министром энергетики чуть больше двух месяцев назад, это был, вероятно, первый подход к такому большому количеству журналистов, и он достойно выдержал это "испытание прессой". Впрочем, поскольку теперь Белорусская АЭС построена, введена в промышленную эксплуатацию и стабильно работает, журналисты не "мучали" министра вопросами.

2024_14

Фото: "Белатом".

ЕХ2024_15

Фото: "Белатом".

2024_17

Фото: "Белатом".

2024_16

Фото: "Белатом".

Размещение экспозиций двух наиболее главных участников выставки, "Росатома" и министерства энергетики Беларуси, не изменилось. Напротив, входа возвышался огромный и пустынный стенд официального партнёра форума - "Росатома", а немного в глубине манежа – стенд Минэнерго с множеством сотрудников его структурных подразделений, включая и БелАЭС.

2024_06

Фото: "Белатом".

2024_07

Фото: "Белатом".

Если в "досанкционную эпоху" на "ENERGY EXPO" в немалой части были представлены представители известных европейских производителей энергооборудования, то теперь на их месте разместились в основном представители российских и белорусских производителей.

2024_08

Фото: "Белатом".

На официальном сайте организаторов "ENERGY EXPO-2024" в списке участников указаны более 200 организаций. Около входа в Футбольный манеж, в котором проводится "ENERGY EXPO – 2024", поднято 10 флагов – Беларуси и "не недружественных" государств, создавая впечатление, что организации этих стран принимают участие в мероприятии.

2024_1

Но, оказалось, что большая часть развевающихся там флагов к "ENERGY EXPO-2024" отношения не имеют, так как на церемонии открытия форума министр энергетики Беларуси Алексей Кушнаренко сказал: "Хотел бы отметить интерес наших зарубежных союзников - партнеров. В этом году принимает участие ("Белатом" в "ENERGY EXPO-2024") свыше 30 российских компаний. 10 из Китайской Народной Республики, 9 из Ирана. Это хороший вызов на попытку оказать на нас санкционное давление.".

Стенд Ирана выглядит очень и очень скромно – только текстовая информация без каких-либо иллюстраций и только на английском языке.

2024_18

Фото: "Белатом".

2024_30

Фото: "Белатом".

2024_29

Фото: "Белатом".

Китайская экспозиция выглядит намного лучше иранской – там расположилось несколько представительств различных производителей от энергооборудования до транспорта с привлекательным оформлением стендов.

ЕХ2024_04

Фото: "Белатом".

2024_31

Фото: "Белатом".

2024_33

Фото: "Белатом".

2024_32

Как обычно, в "ENERGY EXPO" принимают участие белорусские и российские производители, государственные ведомства и службы энергоснабжения, высшие учебные заведения, Национальная академия наук, торговые фирмы.

2024_34

Фото: "Белатом".

В первый день выставки прошёл общественный форум-диалог в формате круглого стола на тему «Безопасность - приоритет атомной отрасли на всех стадиях ядерного топливного цикла». Организаторы - госкорпорация «Росатом» и министерство энергетики Беларуси.

ЕХ2024_19

Фото: "Белатом".

После приветственных выступлений первого заместителя генерального директора по развитию новых продуктов атомной энергетики Госкорпорации «Росатом»  Александра Локшина и заместителя министра энергетики Республики Беларусь Дениса Мороза с докладами по теме выступили директор по выводу из эксплуатации ЯРОО и обращению с РАО, АО «ТВЭЛ» Эдуард Никитин, начальник производственно-технического отдела ГП «БелРАО Хохолович Марина Евгеньевна, инженер по радиационной защите РУП «Белорусская атомная электростанция» Тумаева Анжелина Сергеевна, Инженер по радиационной защите РУП «Белорусская атомная электростанция» Марьян Василевский, заместитель генерального директора ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» НАН Беларуси Лукашевич Алексей Геннадьевич, Заместитель начальника департамента ядерной и радиационной безопасности МЧС Республики Беларусь (Госатомнадзор)  Григория Асташко.

В ходе дискуссии издание "Белатом" задало экспертам вопросы о необходимости строительства в Беларуси накопительной площадки для хранения отработавшего ядерного топлива Белорусской АЭС, включая сооружение промежуточного хранилища контейнерного типа. О возможности сооружения такой площадки с хранилищем ОЯТ контейнерного типа рассказал 4 июня 2024 года, бывший тогда министром энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич, принимая участие в заседании Парламентской комиссии по энергетике, которое прошло в Москве: «Прорабатываются возможности создания в республике накопительной площадки для хранения отработавшего ядерного топлива Белорусской АЭС, включая сооружение промежуточного хранилища контейнерного типа. Это позволит оптимизировать транспортно-технологические операции, связанные подготовкой и последующей отправкой отработавшего ядерного топлива на переработку в Российскую Федерацию». "Белатом" попросил экспертов подробней рассказать об этом сооружении, в том числе и о обоснованности его сооружения, поскольку, согласно межгосударственным договорённостям, произведённое "Росатомом" отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), после его охлаждения в бассейне выдержки при АЭС, забирает на переработку "Росатом". Политика "Росатома" – забирать из любой страны на переработку произведённое им ядерное топливо вне зависимости от политической обстановки. Проблем, чтобы оперативно вывозить из Беларуси в Россию ОЯТ с БелАЭС нет. Естественно, возникает логичный вопрос, для чего надо накапливать в Беларуси ОЯТ, сооружая для этого промежуточные хранилища контейнерного типа. Что очень важно, промежуточное хранилище контейнерного типа имеют слабую защиту, что особенно актуально стало сейчас на Запорожской АЭС, где имеется такое хранилище.

2024_22

Находившийся среди экспертов директор по выводу из эксплуатации ЯРОО и обращению с РАО, АО «ТВЭЛ» Эдуард Никитин внёс предложение: "Знаете, я смотрю на Александра Марковича ("Белатом": заместителя генерального директора по развитию новых продуктов атомной энергетики Госкорпорации «Росатом» Александра Марковича Локшина, который вместе с заместителем министра энергетики Республики Беларусь Денисом Морозом и другими присутствовавшими сидели в первом ряду зала напротив экспертов) и понимаю, что кажется, лучше него здесь никто не ответит."

Александр Локшин:

- Несколько неожиданный вопрос… Здесь был Виктор Михайлович – надо было у него спросить… ("Белатом": Виктор Михайлович Каранкевич был на открытии форума, но не общался с прессой). Я не знаю, насколько далеко прошли эти проработки. Скорее всего, сейчас рассматриваются все варианты обращения с отработавшим ядерным топливом. Какое-то время оно будет храниться в бассейнах на самой станции. Потом - да, либо его надо сразу вывозить в хранилище, а потом, и на переработку в Российскую Федерацию, либо хранить какое-то время здесь. Насколько я знаю, это решение ещё не принято. Хранение в контейнерах - да, это то, что на американских станциях, то, что на Запорожской станции сделано. В принципе, это один из вариантов обращения с ядерным топливом. До этого, Вы знаете, украинцы возили топливо сразу к нам. Когда отношения стали напрягаться, пришли американцы, предложили им такой вариант. Как правило, - эта площадка ("Белатом": накопительная площадка для хранения отработавшего ядерного топлива), которая, обычно в периметре атомной станции. То есть, это всё один объект - разные здания, площадка открытая, на которой стоят контейнеры. Рассчитано лет на 50.

Что касается безопасности… Хорошо скажу об этом тоже. Когда начались известные события на Запорожской станции, я поручил двум институтам сразу посчитать последствия прямого попадания снаряда в такой контейнер. Ну, не ужасные последствия - не требуют даже эвакуации персонала. Контейнер - это настолько серьёзная прочное сооружение, что даже прямым попаданием снаряда его разрушить невозможно. Тем не менее там дополнительные меры тоже приняты.

Так что это одна из версий. Я не могу отвечать за планы белорусского руководства по технологии обращения с отработавшим топливом. Ну что это такое? Я вам рассказал.

Уточняющий вопрос "Белатома": "Ваше личное мнение – надо ли Беларуси такое хранилище?"

 - Это зависит от концепции, которая будет принята по обращению с топливом. Если мы сделаем то, чем я сейчас занимаюсь, то в обозримом будущем, отработавшее топливо прямо "с колёс" надо будет забирать. Оно нам будет нужно для того, чтобы его сразу же включать цикл. Если нет, но в Америке, например, оно хранится, не перерабатывается.  Там ещё концепции обращения с ОЯТ нету. Всё топливо, которое на американских станциях было наработано - отработавшее, хранится прямо на площадке. Это отложенное решение, которое еще лет 50 может подождать.

2024_25

Первый заместитель генерального директора по развитию новых продуктов атомной энергетики Госкорпорации «Росатом»  Александр Локшин и заместитель министра энергетики Республики Беларусь Денис Мороз. Фото: "Белатом".

Заместителель министра энергетики Республики Беларусь Денис Мороз дополняет:

-  Александр Маркович принципе абсолютно правильно всё сказал, отвечая на ваш вопрос. Да, то о чём говорил Каранкевич, он говорил о том, что в настоящий момент идёт проработка этого вопроса. И действительно, это идёт. И сегодня в докладах, и Дмитрий Сергеевич Логвинов об этом говорил, что мы на настоящий момент находимся на стадии выбора площадки на под сооружение пункта захоронения радиоактивных отходов. Дальше будет как бы разрабатываться и технология того, как оно будет храниться, что он (пункт) у себя будет хранить и так далее. Поэтому настоящий момент рано говорить о том, что есть какие-то принятые государственные решения на эту тему - их нету. Сейчас идёт проработка этих вопросов. Спасибо.

Поскольку в своём ответе Денис Мороз рассказывает не накопительной площадке для хранения отработавшего ядерного топлива Белорусской АЭС с промежуточным хранилищем контейнерного типа, а о пункте захоронения РАО, Александр Локшин уточняет:

Два слова добавлю, чтоб не было путаницы. Вы должны понимать, что это разные вещи, захоронение радиоактивных отходов и обращение с отработавшим ядерным топливом это разные субстанции.

"Белатом" это подтверждает.

2024-10-18 12:39:25
Все материалы рубрики Новости Беларуси