Самая влиятельная в мире организация, занимающаяся атомной энергетикой – это Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Его штаб-квартира находится в столице Австрии городе Вене. Удивительно, но факт! Австрия давно известна своим принципиальным неприятием атомной энергетики, но, несмотря на это, предоставляет для атомщиков свою территорию. Видимо, всё дело в тех средствах, которые Австрия получает от МАГАТЭ за аренду, и в тех деньгах, которые оставляют в венских гостиницах, ресторанах и магазинах многочисленные сотрудники МАГАТЭ и командированные.
Главное событие года в МАГАТЭ – это сессия генеральной конференции. В ней принимают участие делегации всех стран, входящих в МАГАТЭ (или, как его называют на местном сленге, Агентство). На сессии выступает генеральный директор с отчётным докладом, потом начинается общая дискуссия, а в конце делегации принимают годовой бюджет и голосуют по другим важным насущным вопросам.
Беларусь по праву входит в число государств-основателей МАГАТЭ. Тогда ещё как Белорусская ССР, наша страна вступила в Агентство в 1957 году, то есть в тот самый год, когда оно было только создано. В годы независимости сотрудничество Беларуси и МАГАТЭ вышло на новый уровень. Беларусь уделяет существенное внимание практической реализации международных соглашений, заключенных под эгидой МАГАТЭ: На стабильно высоком уровне осуществляются политические контакты Правительства Республики Беларусь и руководства МАГАТЭ. Главы Агентства неоднократно посещали Беларусь с визитами – М.Эль Барадей в 2001 году, Ю.Амано – в 2012 и 2016 годах.
Не осталась без внимания Беларуси и нынешняя сессия генеральной конференции. Белорусский атом на сессии был представлен отдельным стендом, а в торжественной церемонии открытии белорусской экспозиции принял участие заместитель министра энергетики Республики Беларусь Михаил Михадюк.
Торжественная церемония открытия белорусской экспозиции. Слева - заместитель министра энергетики Республики Беларусь Михаил Михадюк.
Беларусь в атомной энергетике почти не новичок, в реактор первого энергоблока нашей атомной станции загружены имитаторы топливных сборок, а в ближайшие месяцы специалисты приступят к его физическому пуску. А вот другое постсоветское государство, Республика Узбекистан, только приступает к развитию атомной энергетики. В этой стране готовятся начать строительство первой АЭС, причём для неё, как и в Беларуси, были выбраны российские реакторы ВВЭР.
Как и Беларусь, Узбекистан входит в состав МАГАТЭ, но вступил он в Агентство намного позже, в 1994 году. Узбекская делегация на сессии генеральной конференции организовала специальный семинар (в Агентстве его называют «side event»), на котором всем желающим было рассказано о том, почему Узбекистану нужна атомная энергетика. Желающих послушать было очень много, опоздавшим пришлось стоять в коридоре. Для белорусских атомщиков проект в Узбекистане может иметь особенное значение. По мере приближения к пуску первой в этой стране АЭС Узбекистан будет нуждаться в собственных кадрах и консультантах. Как знать, может быть, среди консультантов окажутся и наши сограждане? По крайней мере, из Украины в Узбекистан специалисты, как поговаривают, уже поехали.
Так что же рассказали на узбекском «side event»? Узбекистан в настоящее время испытывает растущую потребность в дешёвой электроэнергии, необходимой для обеспечения экономического роста страны, открытия новых производств, разработки существующих и вновь открытых месторождений. Также у него есть соседи, которые нуждаются в электроэнергии, и после пуска АЭС Узбекистан сможет продавать им киловатт-часы.
Выбор в пользу российских реакторов Узбекистан сделал, потому что считает российские ядерные технологии важным составляющим фактором для достижения и поддержания энергонезависимости. У России сейчас самый большой опыт по строительству АЭС за рубежом. В Китае строят больше энергоблоков АЭС, чем в России, но опыт китайских компаний, в основном, внутренний. На экспорт китайцы пока ещё реакторы не поставляли, за исключением Пакистана, а это особенная страна в атомном мире. Чтобы не вдаваться в подробности, особенность Пакистана заключается в том, что строить АЭС в этой стране имеет право только Китай, так что пакистанский рынок для китайских атомщиков можно считать домашним.
Другой конкурент россиян, американская компания «Вестингауз», и вовсе опозорился. У себя дома в США они начали было строить четыре блока с реакторами AP-1000, но вместо действующих АЭС получили своё банкротство, и им пришлось менять владельцев и реструктуризировать бизнес. А в Китае, где китайские атомщики решили самостоятельно довести проект AP-1000 до ума, из четырёх построенных энергоблоков АЭС в работе осталось только три. На четвёртом блоке в декабре 2018 года сломался главный циркуляционный насос, и до сих пор до конца непонятно, в чём была причина поломки.
Сделать выбор в пользу российских реакторов Узбекистан побудили и другие соображения. Российская государственная компания «Росатом» предложила Узбекистану множество дополнительных «плюшек». Например, с помощью россиян в Узбекистане разворачивается большая образовательная программа для подготовки специалистов-атомщиков. Учить их будут как в узбекистанских вузах, так и в недавно открывшемся в республике филиале московского МИФИ.
Не всё можно сказать с трибуны официального мероприятия, поэтому обсуждение докладов плавно перетекло в неформальное общение в коридорах. С белорусской АЭС долго и безуспешно борется Литва, не объявится ли такой же настырный оппонент у узбекистанской АЭС? Соседние с Узбекистаном государства относятся к его атомным планам спокойно и с пониманием, но нет гарантий, что по проекту не ударят из всех орудий «демократические» западные СМИ.
Конкурентом атомной энергетики в Узбекистане могла бы стать возобновляемая энергетика, и западные фирмы, поставляющие ветряки и другие альтернативные электростанции, могут попытаться побороться за узбекистанский рынок. Тем более, что уровень радиофобии во всём мире в наши дни резко вырос после показа сериала «Чернобыль», и с помощью умелой пропаганды можно разжечь у населения антиядерные настроения.
Объяснять людям, что на самом деле представляет собой атомная энергетика и почему её не стоит бояться, в Узбекистане, как и у нас, будут специальные информационные центры. А экономической конкуренции с ветряками атомщики республики не боятся. Узбекистан сегодня нуждается в дополнительных объёмах базовой мощности, то есть, таких электростанциях, которые работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Альтернативная энергетика этим условиям не удовлетворяет – ветер дует не всегда, а солнце не светит ночью. Зато альтернативная энергетика лучше атомной приспособлена к покрытию пиковых потребностей в электроэнергии, и это значит, что в Узбекистане атом и ВИЭ будут не врагами, а союзниками.
Первая в Узбекистане атомная станция будет состоять из четырёх блоков, то есть будет в два раза мощнее первой белорусской АЭС. Но строить узбекистанскую станцию примутся очередями, по два блока в каждой. Место для станции (как говорят атомщики, «площадка») выбрано, её построят рядом с крупным бессточным озером Айдаркуль на северо-востоке Узбекистана. К работам по первой очереди приступят в 2020-2021 годах, или примерно в те же сроки, когда пройдут пуски двух блоков АЭС в нашем Островце.