О возможности возведения на Белорусской АЭС ещё двух энергоблоков говорил неделю назад главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь, но, не как о необходимости, а как о относительно далёком будущем: «Думаю, что нам длительное время не понадобится думать о третьем и четвертом блоке, такие возможности наша площадка предполагает».
Но, у президента Беларуси иное мнение - вторая АЭС Беларуси уже нужна.
Александр Лукашенко от открытии третьей линии минского метро. Фото: БелТА.
Обычно наиболее интересные заявления по разным темам белорусский президент Александр Лукашенко делает на «встречах с трудящимися». 6 ноября 2020 года на открытии третьей линии Минского метро Лукашенко коснулся темы белорусской АЭС, заявив:
«Электроэнергии будет предостаточно. Наши протестуны плачут, что некуда ее девать. Слушайте, как некуда девать электроэнергию? Нам ещё надо одну такую станцию построить, чтобы уйти от зависимости по углеводородам. Это счастье, подарок».
Две белорусских АЭС ). Фотомонтаж: Белатом.
По поводу «подарка» следует помнить, что Белорусская АЭС не является подарком – для сооружения БелАЭС Россия выделила Беларуси кредит в размере примерно 10 млрд. долларов США. В настоящее время процентная ставка по кредиту составляет 3,3% годовых.
С учётом численности населения Беларуси это означает, что каждый гражданин Беларуси, включая младенцев и пенсионеров должен России за Белорусскую АЭС примерно 1000 долларов США.
Белорусская АЭС. Фото: Белатом.
Делая заявления о полном переходе на ядерную энергию, следует помнить, что любая АЭС рассчитана на работу в постоянном режиме – любые колебания мощности в виду потенциальной опасности на АЭС крайне не приветствуются.
Именно для «сглаживания» суточных пиковых нагрузок в Беларуси модернизируются существующие тепловые электростанции, на которые ставится оборудование, рассчитанное на беспроблемное изменение мощности в зависимости от суточной или сезонной нагрузки.
Также не следует забывать о относительно успешно проводимой в Беларуси диверсификации источников энергии с целью создания энергетической безопасности страны.
ТЭЦ-4 - главный источник энергии для Минска. Фото: Белатом.
Полным переходом на ядерную энергию Беларусь приобретёт «урановую» зависимость. Углеводородные энергоносители при необходимости можно закупить в любой стране мира – теплоэлектростанция одинаково работает на нефти или газе, к примеру, из Норвегии или России. С ядерным топливом обстоит иначе – производитель реакторов рекомендует только «своё» ядерное топливо, не гарантируя безопасную работу реактора на стороннем.
Что такое безопасность АЭС для Беларуси, пострадавшей от катастрофы на ЧАЭС, лишний раз объяснять не надо.