ВЭФ-2021 – атом помогает связности

Коронавирус в мире ещё не побеждён, но страны и отрасли глобальной экономики уже задумываются над тем, как жить и работать после пандемии. Выражение «постковидное восстановление» всё чаще звучит с экранов телевизоров, встречается в видеотрансляциях обозревателей, статьях в электронных изданиях и постах в политических телеграм-каналах. А где лучше всего пообщаться на тему жизни после ковида, как не на крупных международных экономических форумах?

В 2019 году belatom.by рассказывал о Восточном экономическом форуме, глобальном международном мероприятии, проходящем в российском Владивостоке. Коронавирусная пауза ушла в прошлое, и со 2 по 4 сентября 2021 года на российском острове Русский соберутся участники форума «ВЭФ-2021».

file_16

Мост, соединяющий город Владивосток и остров Русский. Фото: Владислав Степанов.

Атом и рыба

Что такое ВЭФ? Это международный форум, проводящийся с 2015 года на острове Русский в километре от городской черты Владивостока. Его цель – стимулировать экономическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также поощрять развитие российского Дальнего Востока.

Читатели могут задаться вопросом: «Причём здесь атом?». Ответ на вопрос простой: «Ну как же? А рыба?».

Дальневосточная рыба – настоящий деликатес, попробовать который в Европе могут не только лишь все. Логистика, то есть транспортировка рыбы через всю Россию по железной дороге, обходится слишком дорого, поэтому уловы дальневосточных моряков съедают, в основном, японцы, китайцы и те счастливчики из россиян, что проживают на Дальнем Востоке.

Сократить сроки доставки рыбы в Европу и снизить транспортные расходы возможно с помощью Северного морского пути. Но для этого требуется наличие ледокольного флота, причём, с поправкой на северные условия, атомного флота.

О первом рыбном рейсе российских атомщиков мы рассказывали в статье про форум ВЭФ-2019. У россиян есть атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», способный самостоятельно преодолевать льды до 1,5 метров толщиной. В августе 2019 года он доставил первую партию рыбы из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Ещё один рыбный рейс по тому же маршруту «Севморпуть» совершил в 2020 году.

Судно с атомной силовой установкой, доставляющее мирные грузы из Азии в Европу – это, прежде всего, красиво, и россияне всерьёз планировали увеличить число рыбных рейсов «Севморпути», но вмешалась досадная случайность. Прошлой осенью атомный лихтеровоз отправился в Антарктиду с грузом для полярников, и у берегов Анголы произошла поломка лопасти винта. «Севморпуть» смог вернуться своим ходом в Россию и встал на ремонт, завершившийся только в августе 2021 года.

Так что же, о деликатесной рыбе с Дальнего Востока европейцам придётся забыть? Конечно нет, на смену «Севморпути» пришли неатомные суда. Например, прямо в эти дни транспортный рефрижератор «Симфония» везёт в Архангельск 3 тысячи тонн красной рыбы из Охотского моря. Большую часть пути судно преодолевает самостоятельно, но есть участки, где ему помогают атомные ледоколы «Росатомфлота».

Российские атомные ледоколы – это отдельная история, заслуживающая особого рассказа. Начнём с того, что атомный ледокольный флот сегодня есть только у России. Проводку судов по водам Северного Ледовитого океана обеспечивают атомные ледоколы как советской постройки («Таймыр» и «Вайгач»), так и российской («Ямал», «50 лет Победы» и «Арктика»). Готовятся к сдаче «Сибирь» и «Урал», строятся «Якутия», «Чукотка» и самый мощный из всех когда-либо строившихся в мире атомный ледокол класса «Лидер», которому россияне присвоили имя своей страны.

Безусловно, перевозки рыбы – всего лишь один из способов использования возможностей Северного морского пути, транспортного коридора, связывающего Восток и Занад. О том, какие ещё возможности открываются, благодаря труду атомных ледоколов, у этого коридора, обязательно поговорят участники ВЭФ-2021. 

Атом и водородные поезда

Из Минска до Токио на поезде без пересадок? Сегодня это кажется фантастикой, но в не таком отдалённом будущем такой маршрут может стать реальностью. Россияне всерьёз обсуждают планы соедниения железнодорожным сообщением с материком острова Сахалин, откуда потом «чыгунка» может через Курилы дотянуться до Японии.

Зная упёртость наших восточных соседей в деле строительства стратегических транспортных артерий, можно предположить, что проект по строительству железной дороги до Японии рано или поздно будет реализован, и доехать на поезде от Минска до Токио станет возможным. И по дороге, проезжая Сахалин, путешественники смогут увидеть ещё одно применение атомных технологий, а именно, водородные поезда.

Если всё пойдёт по плану, то в 2023 году на Сахалине появится пилотный поезд на водородных топливных ячейках, а в 2024 году таких поездов на российском острове станет уже семь. Конечно, до этого момента предстоит решить множество вопросов, включая заправки, обслуживание, разработку регуляторной базы, транспортировку водорода и, самое главное, его получение.

Водород для сахалинских поездов станет атомным по происхождению, его будут получать на российских атомных станциях. Мало кто знает, но производство водорода на АЭС существует с давних пор, он требуется для охлаждения турбинного оборудования. Конечно, эти производства небольшие по объёму продукции, но в планах «Росатома» кардинально нарастить их мощности.

Первый кандидат для производства «атомного» (его иногда называют красным) водорода – Кольская АЭС. Она состоит из четырёх энергоблоков, и из-за особенностей электросетей и местного потребления как минимум один блок постоянно простаивает. Значит, у предложения добавить к Кольской АЭС мощности по производству водорода и подключить для их обслуживания простаивающие энергоблоки есть практический смысл.

Доставлять водород из Мурманской области на Сахалин – непростая задача даже при наличии навигации по Северному морскому пути. Поэтому «Росатом» совместно с французской компанией «Air Liquide» разработал план, справедливо называемый пиарщиками «амбициозным».

Российские атомщики рассматривают возможность установки на Сахалине нескольких модернизированных плавучих атомных энергоблоков с реакторами РИТМ (такие же стоят на новых российских атомных ледоколах и на плавучей АЭС «Академик Ломоносов» на Чукотке). Мощность каждого такого блока составит порядка 100 МВт. Если к Сахалину подогнать пять блоков, то они обеспечат энергией производство водорода до 100 тысяч тонн в год. Хватит и поездам, и другим потребителям, и даже для экспорта.

У морских перевозок рыбы по Севморпути, водородных поездов на Сахалине и целого ряда других проектов, в которых могут быть так или иначе задействованы атомные технологии, есть одна общая черта. Все они нацелены на повышение связности Востока и Запада, Азии и Европы, а это чрезвычайно важно для пресловутого постковидного восстановления мировой экономики, пострадавшей от пандемии. И об этом непременно будет сказано на форуме ВЭФ-2021. 

О форуме ВЭФ-2021 

Форум ВЭФ-2021 состоится 2–4 сентября 2021 года во Владивостоке на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). На форуме, среди прочего, планируется обсудить трансформацию торгово-экономического взаимодействия, изменения на энергетических рынках и в сфере труда, новейшие технологии и климат.

Русс-2

Кампус, где будет проходить форум «ВЭФ-2021». Фото: FFFUofficial

Мероприятия форума традиционно проходят в формате панельных сессий, круглых столов, теледебатов, деловых завтраков и бизнес-диалогов. В деловую программу форума входят бизнес-диалоги с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с АСЕАН – ключевой интеграционной группировкой активно развивающихся стран Юго-Восточной Азии. По традиции запланировано также проведение целого ряда выставок, как деловых, так и художественных.

 

Сайт форума ВЭФ-2021 – https://forumvostok.ru/

2021-08-25 10:40:08
Все материалы рубрики В мире