"Атомные" солдаты 21 века

_15

 Припять в белорусском сегменте Чернобыльской зоны. Фото: "Белатом".

16 февраля все ведущие СМИ Украины сообщали о сооружении понтонного моста через Припять в белорусском сегменте Чернобыльской зоны.

 Украинское издание "Инсайдер" пишет:

 "На территории Чернобыльской зоны отчуждения в районе заброшенного белорусского села Вепры наведен мост через реку Припять. На спутниковых снимках видно, что первая активность со скоплением техники здесь началась 10 февраля 2022 года. Ранее в этой зоне не происходило ничего. От Припяти до Киева — около 150 км.

 Работы военных в этой зоне подтвердило и Министерство обороны Беларуси — по официальной версии здесь проходили совместные в Россией учения «Союзная решимость-2022».

 «На участке местности «Речица» мотострелковые подразделения Вооруженных Сил России отражают удары средств воздушного нападения условного противника, отрабатывают вопросы сохранения живучести, вывода и занятия оборонительных рубежей, переправы водной преграды (р. Припять)», — сообщается в релизе 11 февраля.

 Мост значительно сокращает расстояние от белорусского города Ямполь ("Белатом": в Беларуси Ямполь - это не город, а деревня в 12 км от г. Речица Гомельской области) до границы с Украиной, так как военным не надо делать крюк — мост соединяет дорожную сеть напрямую, сокращая путь со 167 км до 96 км. Ранее в районе Ямполи были замечены 5-я танковая и 37-я мотострелковая бригады из Бурятии, к 15 февраля большая часть опустела."

 Особое беспокойство в Украине вызвало то, что от моста до украинской границы всего 4 километра по просёлочной дороге. Причём, попасть в Украину можно оттуда по двум дорогам, ведущим в разных направленияях.

 В качестве доказательства публикуются фотоснимки, сделанные компанией Planet. Planet – компания из США, основанная в 2010 году бывшими сотрудниками NASA с целью разработать сервис, который за абонентскую плату позволяет видеть, как выглядит прямо сейчас любой участок Земли. Planet использует компактные спутники, которых выводятся на орбиты в нескольких десятков штук одной ракетой. Рекорд – одна ракета вывела на орбиту сразу 88 спутников Planet. Сейчас с помощью более 200 спутников с высоты не более 600 километров Planet постоянно ведёт наблюдение, ежедневно делая фотоснимки 350 миллионов квадратных километров Земли, предоставляя заинтересованным лицам и ведомствам изображения с детализацией 3 метра. Planet заявляет, что в их базе хранится не меньше 1700 фотоснимков любого участка Земли, что позволяет видеть происходящие там изменения. Среди заказчиков - компания Google, и, ожидаемо, Министерство обороны США. Помехой ежедневной фотосъёмке может быть только облачное небо.

_05

 Спутник компании Planet. Фото Planet. 

 Естественно, совместные российско-белорусские военные учения "Союзная решимость-2022" не могли остаться без внимания заинтересованных ведомств, обратившихся к услугам Planet.

 В открытом доступе информация о сооружении моста в белорусском сегменте Чернобыльской зоны появилась в твиттере Amelia Smith (США) 16 декабря. Там написано, что "спутниковые снимки, полученные ameliairheart, свидетельствуют о строительстве 15 февраля понтонного моста через реку Припять." Фотоснимки твиттере Amelia Smith весьма низкого качества.

_1

 Твиттер Amelia Smith

_3

 Твиттер Amelia Smith

 Более качественные фотоснимки появились в твиттере Christopher Miller, работающего журналистом издания "BuzzFeed News" (Нью-Йорк, США)

_07

Твиттер Christopher Miller.

_1_1

Твиттер Christopher Miller. 

17 февраля в 21 час на сайте CNN появилась сообщение, что, по информации "новых спутниковых снимков и источников, знакомым с этим вопросом", этот мост исчез.

 История с мостом – это первые в истории армейские учения в Чернобыльской зоне. 10 днями раньше, 4 февраля Украина провела учения МВД в г. Припять. Судя по фотоснимкам и видео – это были совсем небольшие учения с привлечением двух бронеавтомобилей, около двух десятков бойцов МВД и примерно такого же количества журналистов для освещения этого события.

 Ответ России и Беларуси оказался иным по масштабам. На видео, снятом водителем-международником Евгением Котлеровым ("Евгений Какойта") на трассе Наровля-граница Украины заметно количество белорусской и российской военной техники для понтонной переправы. Впечатляет.

_новый размер

Кадр видео Евгения Котлеровыа ("Евгений Какойта") 

 Но, ещё больше впечатляет, где и в какой обстановке была сооружена переправа.

 Полесье – самое большое болото в Европе, по обеим сторонам реки Припять. На протяжении веков все армии старались обходить Полесье стороной. «Уже само преодоление местности в Припятской области было сопряжено с большими трудностями. Даже в начале июля были еще заметны следы весенней распутицы. Нерегулируемые воды болот нередко все еще заливали берега; значительные участки местности не просохли. Пригодных для использования дорог было крайне мало, и в то же время всякое продвижение вне дорог почти исключалось», -  так увидел Полесье попавший в те места засушливым летом 1941 года генерал-майор немецкой армии Альфред Филиппи в своей книге «Припятская проблема. Очерк оперативного значения Припятской области для военной кампании 1941 года» (Darmstadt, 1956).

 Река Припять – 4-я по протяжённости река в Беларуси. Судоходна от Пинска. На топографических картах и спутниковых снимках хорошо видно, что представляют берега Припяти в белорусском сегменте Чернобыльской зоны – болота, чередующиеся с лабиринтом стариц и проток. Где относительно сухо – там заросли густого кустарника, где вода – тростник. В этих зарослях любят обитать кабаны, проложившие там свои тропы. Иногда встречаются песчаные берега. В большинстве мест Припяти достижением является то, что сумел пешком пройти лабиринт стариц и проток, добравшись до основного русла реки.

_02

 Место, куда был построен мост, отмечено стрелкой. 

 Добавим, что местность является отселённой 36 лет назад Чернобыльской зоной. Там полностью уничтожена инфраструктура за исключением нескольких дорог, которые использует охрана Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, границы которого совпадают с зоной отселения.

 От места постройки моста до ЧАЭС – 24 километра. Поднявшись на наблюдательную вышку в ближайшем к началу переправы селе Красноселье, можно увидеть ЧАЭС.

_08

 Присутствует ещё и сильное радиационное загрязнение в виде цезия, стронция, и что особенно опасно – плутония, которого выпало там 97% от общего количества выбросов при катастрофе на ЧАЭС. Плутоний из-за альфа-излучения представляет серьёзную опасность при попадании с пылью в лёгкие человека. По силе своего воздействия на живые организмы альфа-излучение в 20 раз опаснее, чем бета- и гамма-излучения. К счастью, в это время года, когда всё пропитано водой, пыль поднять невозможно.

_04

Карта радиационного заргязнения, на которой стрелкой отмечено место строительства моста. 

_19

 Указатель в районе деревни Красноселье. Фото: "Белатом". 

 МЧС, в подчинении которого находится Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, не имеет права комментировать действия военнослужащих.

 Министерство обороны Беларуси, к сожалению, не считает нужным рассказать подробности уникальной операции по сооружению понтонного моста в глубине Чернобыльской зоны.

 Вся информация – это спутниковые снимки, видео Евгения Котлерова и предположения, основанные на знании местности.

 Если колонна армейской техники прибыла из базы Ямполь под Речицей Гомельской области, то логично, что колонна техники вошла в Чернобыльскую зону через КПП Бабчин, который является главным въездом в Зону.

 От Бабчина до берега Припяти колонна проехала по существующей дороге, которую администрация заповедника в меру сил поддерживает в нормальном состоянии.

IMG_5548_новый размер

 Дорога Бабчин-Красноселье - берег Припяти. Фото: "Белатом". 

 Украинское издание "Инсайдер" посчитало, что "Мост значительно сокращает расстояние от белорусского города Ямполь до границы с Украиной, так как военным не надо делать крюк — мост соединяет дорожную сеть напрямую, сокращая путь со 167 км до 96 км."

_06

 Преодолеть от КПП Бабчин по относительно нормальной дороге 32 километра до места паромной переправы – это не сложно. Проблема возникает в том, чтобы от места, где заканчивается дорога, добраться до берега Припяти, преодолев лабиринт заток, стариц и болотистую местность при полном отсутствии дорог.

_03

 Стрелкой отмечено окончание дороги, по которой прибыла военная техника к затоке Припяти, а точкой - место сооружения моста. Карта Google.

_MG_3772_новый размер

Дорога от села Красноселье к месту паромной переправы. Фото: "Белатом".

_01

 Насыпь, где заканчивается дорога, по которой прибыла военная техника к затоке Припяти. Фото: "Белатом".

_18

 Панорама затоки Припяти с насыпи около места паромной переправы. Фото: "Белатом".

IMG_0261_новый размер

 Катер на месте паромной переправы. Фото: "Белатом". 

 Напомню, что генерал-майор немецкой армии Альфред Филиппи писал о том, что "Пригодных для использования дорог было крайне мало, и в то же время всякое продвижение вне дорог почти исключалось" засушливым летом 1941 года, а военные решили форсировать Припять в конце зимы, в сезон начала снеготаяния с последующим паводком. Паводки в том регионе затапливают местность 10-15 километров, делая её абсолютно непроходимой.

_11

 Паводок на Припяти в белорусском сегменте Чернобыльской зоны. Фото: "Белатом".

 Вариант первый – строить понтонный мост через покрытую льдом затоку шириной примерно 100 метров. Вариант второй – прокладывать дорогу протяжённостью 2,1 км в обход затоки между стариц. Военные выбрали второй вариант.

 Информации, сколько времени заняло сооружение дороги – нет. Но, информации о том, что наблюдавшие за учениями смогли заметить строительство дороги в 4 километрах от границы с Украиной, не имеется. Незаметно для разведслужб построить 2,1 километр дороги через труднопроходимую болотистую местность – это вызывает уважение.

 Так же отсутствуют в открытом доступе спутниковые фотоснимки процесса строительства переправы через Припять. Ширина Припяти в месте постройки моста – 200 метров и река там имеет мощное течение, перемещая примерно 400 м³ воды с скоростью 0,6 метров в секунду.

_14

Паводок на Припяти в белорусском сегменте Чернобыльской зоны. Фото: "Белатом". 

 Понтонный мост военные сооружают быстро.  Издание "Популярная механика" сообщает, что с момента, когда колонна автомобилей начинает движение с расстояния 500 м от берега, и до момента, когда контрольная нагрузка (один из автомобилей) проедет по мосту туда и обратно, должно пройти всего 30 минут. Таковы армейские нормативы. В 1979 году 1257-й отдельный понтонно-мостовой батальон подполковника А.В. Скрягина навел мост через реку Лаба (Эльба) у селения Горни Почапли в Чехословакии за 14 минут.

 Всё, что есть из спутниковых фотоснимков в открытом доступе – это уже готовый мост. Причём, если МО Беларуси упоминало о переправе через водную преграду в виде реки Припять 11 февраля, то фотоснимки моста появились в открытом доступе только через 4 дня.

 17 февраля ночью телеканал CNN (США) сообщил, что понтонный мост, "похоже исчез". Это не удивительно – демонтируется такой мост примерно за 40 минут.

 Военные учения, кроме обучения военных, ставят цель показать вероятному противнику мощь своей армии, давая понять, что не надо решать возможные споры военным путём.

 Сооружение понтонного моста смотрится не так эффективно, как взрывы на полигонах. Но по демонстрации возможностей армии сооружение этого моста намного больше, чем ежегодные стрельбы на полигонах.

 Впервые в истории армия тренируется в Чернобыльской зоне отчуждения, работая в местности с сильным радиационным загрязнением. Мост сооружён в местности, где только выход на берег реки можно считать достижением. Работы велись вконце зимы, когда началось снеготаяние и паводковый подъём воды, делающий местность во многих местах непроходимой на километры. Те, кто вёл разведку учений не заметили, как колонна военной техники выдвинулась к месту переправы и сделали мост, обеспечивающий проход техники к границе другого государства. Случись такое в войну – для противника был бы неприятный сюрприз.

 О риске работ в зоне радиоактивного загрязнения пояснил бывший  начальник управления реабилитации пострадавших территорий Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Геннадий Анципов, прорабоавший в Департаменте более четверти века и отлично знающий белорусский сегмент Чернобыльской зоны: "Я не вижу тут больших работ. Потому что то, что было связано с противопожаными мероприятиями ("Белатом": речь идёт о сооружении широких противопожарных полос) - это по объму работ, и с почвой, и с древесиной, и так далее, многократно больше, чем этот мост. Ну, что такое мост? Это подъездная дорога и работы на этом узком пятачке и всё."

 Сейчас эти места являются туристическими маршрутами. То есть они были обследованы специалистами и признаны относительно безопасными для посещения. Кратковременное пребывание на повышенном радиационном фоне опасности для здоровья не представляет. Кроме того, как сообщалось выше, в это время года, когда земля пропитана водой, надышаться радиоактивной пылью, которая там представляет наибольшую опасность, просто нереально.

 PS:19 февраля Государственный секретарь Совета безопасности Беларуси Александр Вольфович сделал заявление:

 «Никто не говорил, что завтра или послезавтра российские военные вернутся в Россию. Завтра завершаются учения «Союзная решимость», а внезапная проверка продолжается. Если и до каких пор, это будет определено главнокомандующими».

 «Учения — один из этапов завершающей стадии проверки. Сами учения проведены. Проверка может быть продолжена. Когда, до каких пор — решение примет руководитель проверки», — уточнил Александр Вольфович.

 Так же 19 февраля телеграмм-канал "Реальная война" сообщил, что в Гомеле разгрузили понтонный парк ПП-91М и разместил видео, на котором колонна российской военной техники для переправы через реки движется по Гомелю. 

 

 

2022-02-19 23:35:26
Все материалы рубрики Чернобыль